Новокузнецк (станция)


Новокузне́цк — узловая железнодорожная станция Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги, находящаяся в городе Новокузнецке Кемеровской области. По основному применению является пассажирской, по объёму работы станцией 1 класса. Железнодорожный вокзал станции расположен на Привокзальной площади в Куйбышевском районе города, реконструкция здания завершена 19 сентября 2013 года. На этой же площади расположен Новокузнецкий автовокзал. Железнодорожный вокзал и станция обслуживают железнодорожным транспортом жителей Новокузнецка и юга Кемеровской области[4].

В 1924 году к городу проводится железнодорожная ветка от Ленинска-Кузнецкого. Тогда же (1924—1925 года) на станции строится здание из дикого камня, которое многие ошибочно считают первым зданием вокзала, коим оно никогда не являлось, а использовалось в качестве диспетчерской, где также располагались вспомогательный службы[5]. И только в 1927 году строится одноэтажное каменное здание вокзала где разместились начальник станции и зал ожидания для пассажиров[6].

Основные грузы В 1926-27 гг. отправлено 37916 т, принято 5029 т. В 1927-28 гг. отправлено 47237 т, принято 16737 т. В 1928-29 гг. отправлено 88227 т, принято 28949 т. В 1934 году отправлено 2762,5 тыс. т. Прибыло 4834,4 тыс. т[7]

В 1931 году было построено ещё 2 пути и поворотный треугольник, отсыпана площадка под строительство станции Новокузнецк-Сортировочный и депо Новокузнецк, в 1932 году путевое развитие станции Кузнецк увеличилось до 14 путей в грузовом парке и до 4 путей в пассажирском парке.

В 1934 году М. И. Калинин посетил строительство Кузнецкого металлургического завода, благодаря этому сдана во временную эксплуатацию линия Мундыбаш — Таштагол, началось бурное путевое развитие станции Новокузнецк-Сортировочный. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР станция Кузнецк переименована в станцию Новокузнецк. В этом же году было построено новое здание вокзала: деревянное, расположено оно было на том месте, где сейчас находится вагонное депо Новокузнецк-Пассажирский. В пассажирском парке станции было всего 2 пути.

Проект нового здания вокзала разрабатывали работники проектного института «Киевгипротранс». Проектировщиком был инженер Пестряков. По проекту здание полностью аналогично вокзалам в Кемерове, Барнауле, Магнитогорске, Целинограде и Нижнем Тагиле.