Новоуральск


Новоура́льск (с 1954 по 1994 годы — Свердлóвск-44) — город в Свердловской области, закрытое административно-территориальное образование, административный центр Новоуральского городского округа. Расположен на реках Бунарке и Ольховке.

Новоуральск расположен на Среднем Урале, на восточных отрогах Уральского хребта, западнее посёлка городского типа Верх-Нейвинского.[4] Река Бунарка и её правый приток Ольховка практически сонаправлены с осями жилой застройки. Новоуральск удалён от Екатеринбурга на 54 км (по автодороге — на 77 км) к северо-западу и от Нижнего Тагила на 74 км (по автодороге — на 87 км).[4] Площадь Новоуральска — 31,9 км².

Новоуральск вместе с пятью подчинёнными ему населёнными пунктами образует закрытое административно-территориальное образование город Новоуральск и муниципальное образование «Новоуральский городской округ», являясь административным центром данных образований[5].

Новоуральск находится в зоне умеренно континентального климата с характерной резкой изменчивостью погодных условий, хорошо выраженными временами года. Несмотря на свою незначительную высоту, Уральские горы преграждают путь массам воздуха, поступающим с запада, из европейской части России. В результате Средний Урал оказывается открытым для вторжения холодного арктического воздуха и сильно выхоложенного континентального воздуха Западно-Сибирской равнины, в то же время с юга могут беспрепятственно проникать тёплые воздушные массы Прикаспия и пустынь Средней Азии. Поэтому для Новоуральска характерны резкие колебания температуры и формирование погодных аномалий: зимой — от суровых морозов ниже −30 °C до оттепелей и дождей, а летом — от жары выше +35 °C до заморозков.

Новоуральск ведёт свою историю с 17 февраля 1941 года, когда на переданных наркомату авиапромышленности землях на окраине посёлка Верх-Нейвинского началось строительство завода лёгких сплавов № 484 и нескольких заводских посёлков. В 1940—1950-х годах на месте будущего города появились посёлки: Фанерный, Постоянный, Временный, Первомайский, Первый Зелёный (Первый Финский), Второй Зелёный (Второй Финский), Третий Зелёный (Третий Финский), Четвёртый Зелёный, Западный, Северный и Билимбаевский кордон.[6] Развитие инфраструктуры и социальной сферы находилось в ведении Среднеуральского управления строительства. Первый генеральный план был создан ленинградским проектным институтом ГСПИ-2. В 1943 году на площадях построенного, но так и не начавшего свою работу, завода № 484 был размещён эвакуированный из Москвы Союзный завод № 261 Наркомата авиационной промышленности СССР. В годы Великой Отечественной войны на нём было налажено производство гидравлических шасси и других деталей для самолётов.