Ново-Тихвинский монастырь


Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь — женский православный монастырь в Екатеринбурге, один из крупнейших в России. Главный храм — собор Александра Невского — представляет собой памятник архитектуры позднего классицизма. Монастырь ведёт свою историю с конца XVIII века, когда начала существовать богадельня при кладбищенской Успенской церкви. В 1809 году служившая в богадельне женская община была преобразована в общежительный женский монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт советской властью, в 1994 году возрождён. Монастырь имеет два подворья — в Екатеринбурге и в селе Меркушино.

Во второй половине XVIII века вблизи Екатеринбурга появилось новое кладбище. На нём не было церкви, пока купец первой гильдии Иван Хлепетин, жена которого была там похоронена, не решил в 1782 году воздвигнуть кладбищенскую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь была заложена по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама 26 мая 1778 года и освящена 31 мая 1782 года[2]. Хлепетин же построил и деревянный дом для причта. Однако постоянный причт назначен к церкви не был, и дом пустовал.

Вскоре в этом здании был устроен «общежительный призирательный дом» — богадельня для неимущих вдов и девушек-сирот из Екатеринбурга и окрестных селений. Точная дата появления богадельни неизвестна[3]. Первые годы община не имела определённого статуса. В конце 1798 года городская дума Екатеринбурга постановила выдавать ей (по прошению «сиротствующих» вдов и девиц) пособие в размере 4 рублей в месяц[3]. Кроме того, поселившиеся в богадельне женщины содержали себя на средства, которые подавали им за чтение Псалтири по усопшим и за призрение больных в Екатеринбурге и окрестных селениях. В 1796 году к насельницам богадельни присоединилась Татьяна Митрофанова (в девичестве Костромина), которая встала во главе общины. Будучи замужем, она решила оставить мирскую жизнь, поскольку её супруг, уйдя на военную службу, 14 лет не подавал о себе никаких вестей. Община формально не была монашеской, хотя её члены вели практически монашескую жизнь[4]. Тем не менее, в 1801 году у богадельщиц были персональные сундуки для личных вещей и свои деньги[3]. Часть денег принадлежала всей богадельне[3].

Указом архиепископа Тобольского Варлаама от 17 января 1799 года женщинам было официально дозволено жить при церкви[3]. Этим решением богадельня получила статус. Указ Варлаама предписывал Екатеринбургскому духовному правлению следить, чтобы в доме при церкви позволялось жить лишь «немалолетним вдовам и девицам, и сверх того не чуждающимся церкви святой»[3].