Новый журнал


«Но́вый журна́л» (англ. The New Review) — ежеквартальный литературно-публицистический журнал русского зарубежья.

Замысел эмигрантского толстого журнала возник у Марка Алданова[1][2] и Михаила Цетлина во время Второй мировой войны ещё до их бегства из Франции в США.

Журнал начал выходить с 1942 года в Нью-Йорке как продолжение парижских «Современных записок»[3] и с тех пор выходит без перерыва четыре раза в год[4]. В первой редакционной статье характер журнала определялся ключевыми словами: Россия — свобода — эмиграция. «Все наши мысли — с ней», — говорилось о России. — «Мы всей душой желаем России полной победы. Каждое её поражение, каждую её неудачу мы воспринимаем как большое несчастье, каждую победу как великую радость». Тем не менее, журнал не собирался замалчивать преступления коммунистического режима: «Мы считаем своим печальным долгом говорить о том, о чём не могут сказать <…> оставшиеся в России». Иначе «нам было бы впоследствии стыдно смотреть в глаза миллионам русских людей, находящихся в советских тюрьмах и концентрационных лагерях». Что касается эмиграции, то «наша цель», — писали редакторы, — «её единение ради помощи России».

«Новый журнал» с самого начала обращался к широкой аудитории, независимо от её идеологии (исключались идеологии нацизма и коммунизма).

С 1946 по 1959 год редактором журнала был Михаил Карпович, с 1966 по 1986 год — Роман Гуль[5], в 1986—1994 годах — Юрий Кашкаров, с 1995 года— Вадим Крейд, с 2005 года и по настоящее время — Марина Адамович.

В «Новом журнале» впервые на русском языке были опубликованы главы из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (1958)[6], «Колымские рассказы» Варлама Шаламова (1966) [7][8]. При помощи «Нового журнала» были собраны архивные документы, ставшие основой цикла Александра Солженицына «Красное колесо»[9][10]