Новый экспрессионизм


Новый экспрессионизм (лат. expressio — выражение) — течение в западноевропейской архитектуре модернизма середины ХХ столетия, созданное выдающимся французским архитектором, «Пикассо от архитектуры», Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере; 1887—1965). Названо по аналогии с экспрессионизмом в живописи, литературе, скульптуре, кинематографе и театральном искусстве 1910—1920-х годов.

Ле Корбюзье родился в Швейцарии. Много путешествовал. Был в Италии, на Балканах, в Греции и Малой Азии. В 1909—1910 гг. работал помощником О. Перре в Париже,  изучая особенности применения железобетона в архитектуре.  В 1910—1911 годах Ле Корбюзье трудился в Берлине вместе с П. Беренсом. Был в Вене, знакомился с работой художников Венских мастерских.  Ле Корбюзье был центральной фигурой в архитектуре XX века. За свою долгую творческую жизнь испробовал множество стилей, методов и экспериментальных подходов, каждый из которых послужил началом для отдельного течения новейшей архитектуры. Отсюда его сравнение с Пабло Пикассо,  новатором от живописи.

В 1919—1925 гг. Ле Корбюзье, А. Озанфан и П. Дермэ выпускали журнал «L’Esprit Nouveau» (Новый дух). В 1920 г. в этом журнале были напечатаны первые три главы капитального труда Ле Корбюзье «К архитектуре» («Vers une architecture»). Эта книга, полностью опубликованная в 1923 году, оказала мощное воздействие на молодых зодчих разных стран. В 1925 г. для Международной  выставки  современных декоративных и промышленных искусств («L’Exposition Internationale Des Arts Décoratifs et Industriels Modernes»)  Ле Корбюзье спроектировал и построил павильон «Эспри Нуво» (L'Esprit Nouveau).

В архитектуре Ле Корбюзье использовал мощные, подчёркнуто грубые объёмы, контрасты крупных масс, что усиливало общую выразительность постройки. Взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространств в постройках Ле Корбюзье характерно особенной живописностью, и многие исследователи связывают это качество с формальными поисками в живописи пуризма раннего периода его творчества. «Основой творчества Ле Корбюзье, — писал знавший архитектора лично З. Гидион, — является его пространственная концепция"[1].