Нормальный товарный вагон


На базе Нормального товарного вагона (НТВ) строились вагоны специального назначения: служебные, санитарные, пожарные, арестантские, вагоны-ледники, вагоны-лавки, вагоны-церкви и так далее. В России существовал и НТВ «Сибирского типа», который отличался от «классического» НТВ увеличенной шириной, иным расположением досок в деревянной обшивке и некоторыми другими деталями.

Разработан в 1875 году на базе прототипа 1872 года Ковровских мастерских Московско-Нижегородской железной дороги под названием «товарный вагон правительственного типа 1875 года» и принят за основу вагонного парка Министерства путей сообщения Российской империи. Массовый выпуск вагонов данного типа с учётом модернизаций осуществлялся до 1931 года, а всего было выпущено несколько сотен тысяч вагонов НТВ. Именно в них на российских, а позже и советских железных дорогах до середины 1940-х перевозилась основная масса грузов, в том числе и во время различных военных конфликтов, начиная от Русско-турецкой войны и заканчивая Великой Отечественной.

Конструкция вагона предусматривала возможность быстрого переоборудования (как?) для массовой перевозки людей и животных в случае крайней надобности (то есть прежде всего для переброски войск). Такие переоборудованные вагоны-«теплушки» вмещали до сорока человек или восемь лошадей или 20 человек и четыре лошади.

Распевали в эшелоне
Эту песню много дней,
И была такая надпись на вагоне:
«Сорок человек — восемь лошадей».

Если поеду на фронт, я на нашей теплушке напишу:
Три тонны удобренья для вражеских полей;
Сорок человечков иль восемь лошадей.