Ночной дозор (картина)


«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым известна знаменитая картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Картина написана в 1642 году. Это одна из самых известных и самая большая (379,5 × 453,5 см) картина «золотого века» голландской живописи. Экспонируется в отдельном зале Рейксмюсеума в Амстердаме.

Картина была заказана в 1639 году капитаном Франсом Баннингом Коком и семнадцатью его кловенирами (Kloveniers), членами отряда Стрелкового общества гражданского ополчения Нидерландов[3]. Восемнадцать имён заказчиков начертаны на щите, добавленном в 1715 году в правой части картины. Всего изображено 34 персонажа (наёмный барабанщик был добавлен к картине бесплатно). Рембрандту заплатили за картину 1600 гульденов (каждый заказчик заплатил по сотне), что по тем временам было большой суммой. Это была одна из семи картин, заказанных разным художникам ротами стрелков (нидерл. Schuttersstuk), пожелавшими украсить своими групповыми портретами недавно построенное здание «Зала встреч» (Kloveniersdoelen) стрелков-ополченцев в Амстердаме[4].

Историки предполагают, что поводом для заказа Рембрандту и другим художникам групповых портретов стал визит в Амстердам в 1638 году французской королевы Марии Медичи. Несмотря на то что королева вынуждена была бежать из Франции, её прибытие было встречено с большим энтузиазмом.

Картину Рембрандта вначале поместили в «Большом зале» (Groote Zaal) или «Доме встреч» (Kloveniersdoelen) стрелков-ополченцев в Амстердаме. В 1715 году картину перенесли в здание городской Ратуши, из-за чего она была обрезана с трёх сторон. Предположительно, это было сделано для того, чтобы картина поместилась между двумя колоннами. Обрезка картин была обычной практикой того времени. Это изменение привело к потере двух персонажей с левой стороны, верхней части арки, балюстрады и края ступеньки[5]. Сохранилась копия картины XVII века живописца Геррита Люнденса (хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[6].

Когда Наполеон Бонапарт в 1806 году оккупировал Нидерланды, магистраты переместили картину в Триппенхёйс (здание семьи оружейников в Амстердаме). Наполеон приказал вернуть картину, но после того, как в 1813 году оккупация закончилась, произведение Рембрандта снова поместили в Триппенхёйс, где разместилась Голландская академия наук. Картина оставалась там до тех пор, пока не переехала в новый Рейксмюсеум, после того как его строительство было закончено в 1885 году.

В сентябре 1939 года с началом Второй мировой войны картину вынули из рамы, свернули в рулон и вывезли, но она попала в руки нацистов. Некоторое время находилась в свёрнутом виде в специальном хранилище, устроенном в пещерах горы Св. Петра (Mount Saint Peter) в Маастрихте. После окончания войны полотно было отреставрировано и возвращено в Рейксмюсеум[7].