Групповой портрет городских ополченцев


Групповой портрет городских ополченцев — жанр живописи «Золотого века Нидерландов», имевший распространение с 1-й половины XVI века до конца XVII века. Это первый жанр живописи, который имел коммерческую основу и зависел от платы тех, кто заказывал картину. Картины зачастую были посвящены какому-нибудь значимому политическому или общественному событию, например, подписанию Мюнстерского мира или прибытию в Амстердам Марии Медичи[1]. Вершиной этого жанра, по мнению многих специалистов, является «Ночной дозор» Рембрандта.

Городское ополчение (городская милиция, стрелковая гильдия) появилось в городах Нидерландов в XVI веке. Историческим предшественником её были стрелковые общества, а ещё ранее — арбалетные общества и общества лучников. Это было подобие мужского военно-стрелкового клуба. Основной их задачей была защита города от внешнего нападения, охрана порядка самого города и поднятие тревоги в случае пожара. У каждого имелся свой святой покровитель, городское стрельбище, где они тренировались в навыках стрельбы по мишеням. Стрельбища находились в основном за пределами города, вблизи городских стен, но, когда погода не позволяла, тренироваться можно было в стенах церкви. В целом же эти организации ведут происхождения от средневековых цехов, гильдий и корпораций со своей иерархией и приверженностью правилам. Эта организация также напоминала духовно-рыцарские и светские военно-рыцарские ордена позднего Средневековья.

Городское ополчение возникло в период неспокойной обстановки во время Восьмидесятилетней войны и даже чуть раньше, во время испанского владычества (первый портрет ополчения датируется 1529 годом). Это своего рода почетная служба, зачастую символического характера, которую несли знатные граждане города. Они выполняли роль почетного караула на городских торжествах или приемах послов, ночное дежурство, также являлись городской милицией. Служба была безвозмездная, солдатам и офицерам самим приходилось обеспечивать и покупать себе экипировку, лошадей, оружие. Служба была чаще номинальная, хотя в истории известны случаи, когда ополченцам приходилось держать оборону города, как например при осаде города Харлема (1572—73), когда погибло около 200 ополченцев. При обороне Амстердама в 1650 г. от войск Вильгельма II в ней также принимала участие гильдия носильщиков торфа, которые хотя и не принадлежали к военно-стрелковым корпорациям, но были также снабжены холодным оружием для обороны города[2]. Корпоративный дух поддерживался постоянными встречами, мероприятиями, участием в жизни города. Для многих офицерство в ополчениях было своего рода трамплином для политической или общественной карьеры.

Старшие офицеры рот составляли т. н. Военный Совет (Krijgsraad), который подчинялся городскому Совету.

Размер амстердамского ополчения со временем рос и в 1672 г. достиг около 10 000 человек.Вольфганг Кемп (de) в предисловии к книге Алоиза Ригля «Das holländische Gruppenporträt» приводит такие цифры: