Ригль, Алоиз


Алоиз Ригль (нем. Alois Riegl; 14 января 1858, Линц — 17 июня 1905, Вена) — австрийский историк искусства, представитель венской школы искусствознания (Wiener Schule der Kunstgeschichtе). Создатель оригинальной формальной теории исторического развития художественного стиля. Член Австрийской академии наук. Выступал против недооценки достижений предыдущих эпох, а также за признание истории искусства в качестве академической науки.

Алоиз Ригль вырос в галицийском Заболотове, где его отец был чиновником в управлении табачной торговли. После смерти отца в 1873 году по настоянию опекуна изучал право. В 1874 г. сдал на аттестат зрелости в Кремсмюстере. Поступил в Институт Теодора фон Зикеля, где основательно изучал палеонтологию; учился у Роберта Циммермана, склонного к формализму, что привило Алоизу привычку в ходе изучения искусств стремиться к строгой объективности. Будучи историком искусства, с 1877 по 1898 служил хранителем коллекции тканей в Австрийском музее искусства и промышленности (Österreichischen Museum für Kunst und Industrie),

В Венском университете в 1889 году завершил диссертацию под руководством Рудольфа Айтельбергера, получил докторскую степень и стал ординарным профессором в университете (1897). В 1902—1905 годах был председателем «Центральной комиссия по исследованию и сохранению памятников искусства и истории» (Zentralkommission für die Erforschung und Erhaltung der Kunst- und historischen Denkmale). Несмотря на онкологическое заболевание и прогрессирующую глухоту, Ригль работал до самой смерти. Лидерство в Венской школе после преждевременной смерти Ригля перешло к чешскому историку искусства Максу Дворжаку (1874—1921). Под влиянием их совместных идей о концепции использования и дополнения (реноваций) памятников архитектуры начиналось национальное движение за охрану памятников (клуб «За старую Прагу»), участниками которого были и архитекторы-кубисты.

Сферой интересов Ригля было изучение древнеримского искусства, голландской живописи XVII века и методология сохранения исторического наследия. Для становления взглядов Ригля важное значение имела полемика с теорией Г. Земпера о материале как важнейшем элементе, определяющем законы формообразования.

Читал лекции о стиле барокко, тогда представлявшемся упадочным по сравнению с ренессансом. Последнюю монографию (1902) посвятил голландскому групповому портрету эпохи барокко. Причиной ранней смерти стал рак.