ОКБ Мясищева


ОКБ Мясищева (Экспериментальный Машиностроительный Завод им. В. М. Мясищева) — авиационное конструкторское бюро в СССР и России.

Отдельное конструкторское бюро для В. М. Мясищева было организовано до Великой Отечественной войны, когда он, будучи арестован в 1938 году, работал в ЦКБ-29, также известное как «Туполевская шарага». Решение об этом было принято после того, как Мясищев разработал для Пе-2 высоко оценённые руководством крылья с функцией топливных баков. Летом 1940 года Мясищева освободили из заключения (реабилитирован он был лишь в 1955 году), и самолёт ДВБ-102, разработанный им, начал изготавливаться в 1940 году в том же ЦКБ-29 НКВД в Москве[1].

После начала Великой Отечественной войны ОКБ Мясищева было эвакуировано в Омск. Его задачей было продолжить производство ДВБ-102 на местном авиационном заводе. В 1942 году, после гибели Петлякова, Мясищев возглавил его конструкторское бюро и в следующем году переехал вместе со своим КБ в Казань. После этого в течение шести месяцев очень серьёзно был модернизирован Пе-2 (модификация получила название Пе-2И, в честь В. М. Петлякова)[1].

В 1946 году ОКБ-482 В. М. Мясищева (по предложению Туполева и Ильюшина) было расформировано с мотивировкой — по экономическим соображениям. Все помещения и производственную базу передали Ильюшину, а людей из КБ и завода распределили по предприятиям Авиапрома (большинство сотрудников влилось в ОКБ-240). Мясищев вынужденно перешёл на работу в МАИ — первоначально в должности декана самолётостроительного факультета, но по причине конфликта с руководством институтского парткома, был переведён на должность заведующего кафедрой самолётостроения. Стремясь возвратиться к конструкторской работе в системе Авиапром, Мясищев разработал план исследований, с целью получения объективных данных о возможности создания дальнего стратегического бомбардировщика с реактивными двигателями и со стреловидным крылом большого удлинения (в то время не было единого мнения о возможности создания такого самолёта, некоторые авторитетные авиационные специалисты МАП и ВВС, крупные учёные и конструкторы, включая А. Н. Туполева, эту возможность отрицали[2]). И в 1951 году, по прямому указанию Сталина[3], получил на заводе № 23 в Филях ОКБ-23 МАП. Целью новосозданного конструкторского бюро была разработка межконтинентального бомбардировщика[1].