Обер, Даниэль


Даниэль-Франсуа́-Эспри Обе́р (фр. Daniel-François-Esprit Auber; 29 января 1782, Кан, провинция Нормандия — 13 мая 1871, Париж) — французский композитор, мастер французской комической оперы, основоположник жанра французской «большой» оперы; автор бывшего французского гимна La Parisienne.

Отец композитора был художником-любителем, увлекался музыкой, играл на скрипке. Семья Обера долгое время занималась торговлей предметами искусства и владела антикварным магазином. Несмотря на то, что родители предназначали ему деловую карьеру, юному Оберу позволяли заниматься музыкой, к которой он с детства выказывал талант. Уже в раннем возрасте Обер играет на нескольких музыкальных инструментах; первым его учителем музыки был тирольский композитор Йозеф Алоис Ладурнер (Josef Alois Ladurner; 7.03.1769 — 20.02.1851). В возрасте 20 лет Обера отсылают в Лондон, чтобы он мог продолжить своё деловое образование. В 1804 году композитор вынужден вернуться обратно в связи с разрывом Англией и Францией Амьенского мира.

В это время он пробует заниматься музыкой и по предложению виолончелиста Ламара пишет несколько концертов для виолончели, которые тот выдаёт за свои. Концерты пользуются успехом, секрет их авторства недолго хранится в тайне, и Оберу от скрипача Мазаса поступает несколько заказов на концерты для скрипки.

Первые успехи на музыкальном поприще побуждают Обера попробовать свои силы в оперном жанре и в 1805 году он пишет свою первую оперу «Минутное заблуждение» (L’erreur d’un moment). Первая постановка оперы, название которой изменили на «Жюли» (Julie) была осуществлена в 1811 году любителями, в доме принца Шиме[en] в Бельгии; концертмейстером постановки был французский художник Энгр. Среди слушателей находился итальянский композитор Керубини. Он нашёл талант молодого композитора столь многообещающим, что принял его в число своих учеников.

Следующую свою оперу «Жан де Кувен» (Jean de Couvin) Обер пишет в сентябре 1812 года. Её постановка, также осуществлённая в доме принца Шиме, проходит с большим успехом. Премьера его третьей оперы, «Военная жизнь» (Le sejour militaire, 1813), состоялась в Париже в Театре Фейдо — публика отнеслась к ней неблагосклонно, постановка провалилась. Такой приём настолько расстроил композитора, что отвратил его от сочинения музыки на несколько лет. Неудачи в бизнесе и смерть отца в 1819 году побудили его вернуться на музыкальное поприще. В том же году он пишет оперу «Завещание и любовные записки» (Le testament et les billets-doux), которая также встречает прохладный приём у публики. Но композитор не унывает и уже в следующем году создаёт трёхактную оперу «Госпожа-пастушка» (La bergère châtelaine), которая становится началом его восхождения к славе.