Обуховский мост


Обу́ховский мост — автодорожный железобетонный арочный мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Один из старейших мостов в городе. Объект культурного наследия регионального значения.

Расположен по оси Московского проспекта. Рядом с мостом расположен Петербургский государственный университет путей сообщения, дворец Юсуповых на Садовой улице. Выше по течению находится Горсткин мост, ниже — Измайловский мост. Ближайшие станции метрополитена — «Садовая», «Сенная площадь» и «Спасская».

20 августа 1739 года Комиссия о Санкт-Петербургском строении установила для моста наименование Саарский, по Сарской перспективе, как тогда именовался проспект[1]. Однако фактически это наименование не употреблялось. В 1750 году появляется название Обухов мост — по фамилии строившего его «посадского человека» Обухова. В 1761 году появился современный вариант наименования[2][3].

Первый деревянный мост через Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году. Мост имел посредине поперечную щель шириной 70 см, предназначенную для прохода мачтовых судов; днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена.

В 1785 году был построен новый каменный мост, один из семи типовых каменных трёхпролётных мостов через Фонтанку. Большинство литературных источников называют автором проекта французского инженера Ж.-Р. Перроне (хотя документально это не доказано). Мост был трёхпролётным, с арочными боковыми пролётными строениями и деревянным разводным пролётом в середине. Над речными опорами были возведены открытые гранитные башни, завершённые куполами. В них помещались механизмы разводного пролета. В 1865 году по проекту инженера Михайлова деревянный разводной пролёт заменён постоянным кирпичным сводом, а надмостные гранитные башни разобраны[4][5]. По конструкции мост стал трёхпролётным, с каменными сводчатыми пролётными строениями, отверстия в свету которых по продольной оси составляли 13,9; 9,17 и 14 м. Боковые пролёты перекрывались гранитными сводами коробового очертания со стрелой подъёма в свету 2,35 м. Толщина сводов в замке равнялась 85 см, в пятах она колебалась от 95 до 120 см. Средний пролёт, очерченный по дуге круга, был выложен из кирпича с гранитной облицовкой; его стрела подъёма равнялась 1,52 м. Береговые устои и речные опоры также были каменными, облицованными гранитом. Перильные ограждения были металлическими и представляли собой обычные прямые стержни, между которыми вверху и внизу были вставлены небольшие кольца. Продольная ось моста составляла направлением граней опор угол 67° 15’.