Обучаемость


Обучаемость (англ. docility, educational ability, learning ability)[1] — способность человека к целенаправленному освоению знаний, во время которого учитываются его индивидуальные особенности, такие как: тип темперамента, степень развития памяти, внимания и восприятия. Сочетание данных характеристик напрямую влияет на успешность ребёнка. Обучаемость является относительно устойчивым, сложным и динамичным свойством личности, который отражается в быстроте и лёгкости приобретения новых умений и навыков в процессе обучения.

Однако в настоящее время термин «обучаемость» не имеет однозначного определения, поскольку был рассмотрен многими исследователями.

В американской и западно-европейской психологии в 1920-х годах были проведены исследования интеллекта, в связи с чем Э. Торндайком был введён термин «способность к учению» (англ. ability to learn). Он провел множество наблюдений и пришёл к выводу, что люди с различной скоростью овладевают основным содержанием обучения и используют полученные знания, умения и навыки в практической ситуации. Психолог полагал, что оценка интеллекта напрямую взаимосвязана с оценкой способности к учению.[2] Западные исследователи относят к данному термину все виды обогащения человеческого опыта. Поэтому понятие, предложенное Э. Торндайком, во многих психологических концепциях очень близко, но все же нетождественно понятию «обучаемость».

Со временем мнение ученых о происхождении феномена обучаемости изменилось. Первоначально они полагали, что это задатки самого человека, однако позже стали преобладать когнитивные взгляды, предполагающие становление и развитие данной способности в процессе жизни человека.

Также среди западных исследователей можно выделить таких авторов, как Л. М. Термен, С. Бёрт[en], Ф. Вернон[en], Л. Хамфрейс[en] и многих других.

Советские и позже российские психологи больше придерживаются мнения, что всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта. Поэтому важной задачей являлась организация обучения, которое способствовало бы формированию нужных качеств в человеке. А также огромное внимание уделялось процессу усвоения знаний и обеспечению оптимального развивающего эффекта.