Общество французских акварелистов


Общество французских акварелистов, или Общество акварелистов Франции (фр. Société d'aquarellistes français) — художественное объединение коммерческого характера, основанное во Франции в 1879 году и объединившее акварелистов и любителей данной техники рисования. Посвященное поощрению и продвижению упомянутой практики, оно все ещё действовало в 1939 году, но уже под названием «Société des aquarellistes français», которое было утверждено в 1896 году.

16 января 1879 года несколько известных художников решают создать в Париже компанию с ограниченной ответственностью, известную как «Французские акварелисты», основанную на улице Бургонь, 18 с уставным капиталом в 40 тысяч франков. Она организовала первую выставку, которая состоялась в апреле следующего года у галериста Поля Дюран-Рюэля на улице Лаффит 16 и на которой было выставлено около 120 работ. Основатели создали свой союз по лондонскому образцу, где таких объединений на тот момент было уже три. В Бельгии Общество акварелистов появилось в 1856 году, а в Соединённых Штатах Америки с 1850 года работало Нью-Йоркское акварельное общество.

Акварель процветала на рынке произведений искусства, так как была, как правило, более доступна, чем картина маслом на холсте. Первоначально Общество французских акварелистов объединило семнадцать художников; организация выгодно отличалась от подобных союзов других стран тем, что в неё с самого начала охотно принимали женщин. Самые первые — Эжен Изаби и Эжен Луи Лами, самые опытные и известные — Гюстав Доре и Жюль Фердинан Жакмар, остальные — Анри Барон, Шарль-Эдуард де Бомон[fr], Эдуар Детай, Франсуа-Луи Франсе, Фердинанд Гейльбют, Роже Жозеф Журден[fr], Луи-Эжен Ламбер[fr], Александр-Луи Лелуар (часто упоминаемый в качестве инициатора создания организации), Морис Лелуар, Мадлен Лемер, Шарлотта де Ротшильд[fr], Жан Жорж Вибер и Жюль Вормс[fr].

Вскоре к Обществу акварелистов Франции присоединились почётные члены, включавшие просвещенных любителей и влиятельных коллекционеров, которые также выступали в качестве престижных спонсоров: Франсуа Орлеанский, принц де Жуанвиль, Эдуард Франсуа Андре, Эммануэль Боше[fr], Морис Коттье[fr], Огюст Дрейфус[fr], Александр Дюма (сын), Этьен де Гане[en], чья жена Эмили Риджуэй стала важным покровителем, Анри Греффюль[fr], Альфред Хартманн, Эдмон де Ротшильд и Сэмюэль Веллес де Лавалетт[fr].

Все участники Общества обязались справедливо распределять прибыль от продажи между собой, и только зарегистрированные художники могли участвовать в выставках. Первая выставка картин получила высокую оценку, в том числе критика Артура Беньера, который в «Gazette des beaux-arts[fr]» подчеркнул тщательность, с которой был разработан каталог, воспроизводя в черно-белом цвете акварели, представленные благодаря Дамасу Жуо[fr], известному книготорговцу-печатнику в мире библиофилов.