Лемер, Мадлен


Мадле́н Лёме́р (фр. Madeleine Lemaire, 1845 — 8 апреля 1928, Париж) — французская художница, специализировавшаяся в изображении цветов и жанровой живописи. Во время Прекрасной эпохи была названа императрицей роз[1].

Мадлен Лёмер содержала салон в своём особняке в доме № 31 по улице Монсо в Париже (VIII округ), где собирала французских и европейских деятелей культуры, аристократов и политиков. Среди её гостей часто бывали великая княгиня Мария Павловна[2], принцесса Бонапарт, графиня Греффюль, герцогиня д'Юзес, графиня де Пурталес, герцог и герцогиня де Ларошфуко, Марсель Пруст (который вывел её как мадам Вердюрен в своём романе «В поисках утраченного времени», а её акварели иллюстрировали его первую книгу «Забавы и дни»[3]), Рейнальдо Ан, Викторьен Сарду, Ги де Мопассан, Поль Бурже, Франсуа Коппе, поэт Робер де Монтескью, композиторы Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, оперная певица Мария Ван Зандт, знаменитые актёры Сара Бернар, Режан, Люсьен Гитри, художники Жан-Луи Форен, Пюви де Шаванн, Детайль, Бонна, Мадрасо, Антонио де ла Гандара, политики Поль Дешанель, Раймон Пуанкаре, Эмиль Лубе, послы России, Италии, Германии, генералы и др.

У неё была история любви с Александром Дюма сыном, который сказал: «После Бога именно она создала больше всех роз»[4].

Мадлен Лёмер также является автором иллюстраций к романам «Утехи и дни» (1896) Марселя Пруста, «Аббат Константин» (887) Людовика Галеви, «Флирт» (1890) Поля Эрвье и стихам французского писателя-эстета Робера де Монтескью.

Лёмер вместе с художницей Луизой Бреслау стала одной из двух женщин-членов Национального общества изящных искусств, воссозданного в 1890 году Эрнестом Мейссонье совместно с Огюстом Роденом, Жюлем Далу и Пьером Пюви де Шаванном[5].

Мадлен Лёмер входила в состав делегации французских женщин-художников на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго, представленной в «Женском павильоне»[6]. Она исполнила официальный плакат и обложку каталога.