Огонь (фильм, 1996)


«Огонь» (хинди फायर) — индийско-канадская драма 1996 года на лесбийскую тематику режиссёра и сценариста Дипы Мехты. «Огонь» — первый фильм из трилогии Мехты «Элементы». Второй фильм трилогии — «Земля» (1998), третий — «Вода» (2005).

Фильм рассказывает о двух семьях в современном Дели (Индия). Два брата живут в одной квартире вместе со своими жёнами и старухой-матерью Биджи (Кушаль Рекхи), которая уже не в силах себя обслуживать. Старший из братьев Ашок (Кулбхушан Кхарбанда) занимается продажей фастфуда, младший Жатин (Джавед Джаффри) — продажей видеокассет. Оба магазинчика расположены на первом этаже здания. Главные действующие лица — две невестки, вышедшие замуж за братьев путём устроенного семьями брака: Сита (Нандита Дас), которая только что вышла за младшего Жатина, и Радха (Шабана Азми), которая замужем за Ашоком уже 15 лет. Жёны работают на кухне фастфуда и ухаживают за матерью. Семье помогает Мунду (Ранджит Чоудхри) — наёмный работник, который работает в видеомагазине с Жатином и также помогает ухаживать за матерью братьев, не стесняясь заниматься мастурбацией в присутствии беспомощной женщины.

Обе пары несчастны. Жатин, который был принуждён к браку семьёй, игнорирует Ситу и продолжает встречаться со своей прежней подружкой-китаянкой Джули (Элис Пун), которую он по-настоящему любит. Джули не хочет выходить замуж за Жатина, так как это будет означать конец её карьеры актрисы. Ашок решил стать тапасом (аскетом) после того, как выяснилось, что Радха бесплодна, и использует жену как проверку своей непреклонности в соблюдении целибата. С его точки зрения секс, если он не ведёт к рождению детей, греховен. Ашок регулярно посещает проповеди Свамиджи (Рам Гопал Баджадж).

Страдая от непонимания мужьями, женщины обращаются друг к другу за утешением. Общение переходит в более глубокое чувство. Открыв друг в друге не только собеседника, но и по-настоящему близкого человека, они становятся любовницами. Мунду обнаруживает их связь и рассказывает о ней Ашоку. Тот застаёт женщин в постели. Сита уговаривает Радху порвать с их теперешней жизнью, бросить мужей и жить вместе. Но Радха остаётся, чтобы объясниться с мужем. В течение последующего выяснения отношений сари Радхи загорается от огня на кухне, и Ашок бросает её в пламени, не желая помочь. В финальной сцене Радха, обгоревшая, приходит к Сите.

Фильм дважды проходил цензурную комиссию Индии[англ.]. Подобные случаи очень редки. Причиной может служить лишь публичное возмущение населения[4]. Выпуск картины в Индии сопровождался спорами и актами вандализма. Его появление сопровождалось уличными протестами, и он был отнесён средствами массовой информации к «порочным». Кинотеатры, демонстрирующие фильм, подвергались вандальным нападениям бунтующих толп людей[5].