Одесская железная дорога


Одесская железная дорога (укр. Одеська залізниця) — региональный филиал АО «Украинская железная дорога», обслуживает железные дороги на территории шести юго-западных областей Украины: Одесской, Николаевской, Херсонской, Черкасской, Кировоградской и Винницкой.

На Одесскую железную дорогу приходится около 20 % грузооборота и более 16 % пассажирооборота железных дорог Украины. В регионе расположены большие морские и речные порты, что обеспечивает высокую транспортную нагрузку.

Первый участок Одесской железной дороги протяженностью 222,52 версты от Одессы до Бирзулы с ответвлением от Раздельной до Кучургана и с веткой до карантинной пристани вошёл в действие 3 декабря 1865 года[1][4]. Строительство железной дороги и начало регулярного железнодорожного сообщения ускорили развитие Одессы во второй половине XIX века[5].

В 1867—1870 годы железнодорожная линия была продлена до Елисаветграда и Крюкова, а в 1870 году — доведена до Киева (Киево-Балтская железная дорога), после чего была включена в систему железных дорог Российской империи[4].

Концессия на Одесскую железную дорогу дана «Русскому Обществу пароходства и торговли» 22 июня 1870 года[6]. Общество обязалось приобрести у государства железную дорогу от Одессы до Балты с ветками и построить линию от Кишинёва до границы с Румынией. Все эти линии принимали название «Одесская железная дорога».

В 1880 году Одесская железная дорога вошла в состав акционерного общества Юго-Западных железных дорог. Первый одесский вокзал находился в районе Алексеевской площади. Одесские предприниматели проявили интерес в организации грузового движения между важнейшими предприятиями города, также выдвигались идеи постройки веток в важные для обороны города воинские части. Была построена мимо Слободки-Романовки ветка в одесский порт]а позже — в важнейший промышленный район города — Пересыпь, что в дальнейшем положило начало колосовскому направлению. С ростом пассажирского сообщения было решено строить для поездов местного сообщения отдельную железнодорожную станцию, а на имеющемся вокзале оборачивать только поезда дальнего следования.