Подольск (Украина)


Подо́льск (укр. Подільськ; до 1935 года — Би́рзула, до 2016 года — Кото́вск) — город в Одесской области Украины. Административный центр Подольского района и Подольской городской общины.

Известен с середины 1860-х годов как Бирзула. В 1925 году здесь был похоронен в мавзолее известный советский военачальник Григорий Котовский. В 1935 году Бирзулу переименовали в Котовск и в 1938 году присвоили статус города. С 1940 года Котовск в составе Одесской области УССР.

Село Бирзула впервые упоминается в турецких документах 1779 года в числе 41 населённого пункта Дубоссарской райи Османской империи. 29 декабря 1791 года, после подписания Ясского мирного договора, земли, находившиеся между Южным Бугом и Днестром, отошли к Российской империи и поселение вошло в состав Ново-Дубоссарского уезда Екатеринославского наместничества. 13 апреля 1795 года Екатерина II своим указом образовала Вознесенское наместничество. Селение вошло в состав Тираспольского уезда. 12 декабря 1796 года Павел I повелел вместо Екатеринославской называться Новороссийской губернией. Город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, одновременно к Новороссийской губернии были присоединены Вознесенское наместничество и Таврическая область, окончательно границы губернии были определены 29 августа 1797 года указом «О назначении границ Новороссийской, Киевской, Минской, Волынской и Подольской». В результате проведённой Павлом I реформы, поселение входит в состав Тираспольского уезда Новороссийской губернии.

8 октября 1802 года Александр I вернул Екатеринославу его старое имя и разбил Новороссийскую губернию на три: Екатеринославскую, Таврическую и Николаевскую. Поселение, вместе с Тираспольским уездом, вошло в состав Николаевской губернии, а 15 мая 1803 года — в состав Херсонской губернии. 28 сентября 1834 года по указу Николая I Тираспольский уезд был разделён на 2 части и создан новый Ананьевский уезд, после этого поселение вошло в состав Ананьевского уезда.

17 мая 1863 года началось строительство железной дороги «ОдессаБалта» (в районе Бирзулы) — первой железной дороги в пределах территории Украины, входившей в состав Российской империи. Дорога вступила в эксплуатацию 18 декабря 1865 года (в 1875 году произошла крупная Тилигульская катастрофа на ж/д под Бирзулой). В 1882 году было открыто двухклассное железнодорожное училище.

По данным 1895 года, в селе Бирзуле имелись кирпичный завод, четыре лавки, корчма, а на станции и в поселке Бирзуловском — паровая мельница, винный погреб, оптовый склад винных и спиртных напитков, пять лавок, метеостанция. Как постоянные рабочие, так и поденщики, занятые на погрузочно-разгрузочных, ремонтных и других работах, подвергались жестокой эксплуатации со стороны предпринимателей и подрядчиков. Они вынуждены были работать по 12—15 часов в сутки, довольствоваться зарплатой, которой едва хватало на пропитание.