Окраина (фильм, 1998)


«Окраина» — резонансный кинодебют сценариста Петра Луцика (1998), который породил острые споры в российской кинопрессе. Сценарий был написан Луциком с постоянным соавтором Алексеем Саморядовым, который погиб за несколько лет до начала съёмок. Премьера на телевидении состоялась 7 ноября 1999 года на ТВЦ.

«Окраина» принадлежит к обойме вышедших в конце 1990-х российских фильмов о народных мстителях («Любить по-русски», «Сочинение ко Дню Победы», «Ворошиловский стрелок», «Старые клячи»)[1]. Картина заняла 31 место в списке 100 главных русских фильмов по версии журнала «Афиша»[2].

Жители хутора на юге Урала, у которых отобрали землю «новые русские», готовы вернуть её любой ценой. Обуреваемые гневом обманутые селяне не гнушаются никакими методами, чтобы вывести на чистую воду сначала председателя колхоза (который, раскаявшись, присоединяется к их отряду), а потом ещё двух прохиндеев. Ниточка подтасовок приводит в Москву, в высотку с офисом нефтяного олигарха.

В фильме звучит музыка Гавриила Попова и Георгия Свиридова из старых советских фильмов (таких, как «Чапаев»).

Сергей Анашкин в издании «Новейшая история отечественного кино» выделяет следующие художественные особенности фильма Луцика[3]:

Фильм разделил критиков на тех, которые расценивали его как явление сугубо художественное, тонкий стёб, и на тех, кто воспринял его как серьёзный «призыв к топору» или, как выразился рецензент одной либеральной газеты, «натуральный кинематографический теракт»[4]. Истоки сюжета искали у Андрея ПлатоноваЧевенгур») и Джона ФордаИскатели»), обилие карикатурного насилия сравнивали с Тарантино, находили сходство киноязыка с «Мертвецом» Джима Джармуша[1][4]. В то же время раздавались призывы снять ленту с проката как провокацию[4]. Однако уже через год обнаружилось, что «фильм, грозивший чуть не поджечь страну, прошёл тихо и, кажется, отвалил на окраины киноистории»[5].