Октобас


Октобас (также может называться октавный контрабac или cyбконтрабac, итал. Ottobasso, фр. Octobasse, нем. Oktobass, англ. Octobass) — экспериментальный, самый крупный по размерам (около четырёх метров в высоту) и самый низкий по звучанию смычковый музыкальный инструмент, родственный контрабасу. Появился в середине XIX века.

Хотя Гектор Берлиоз расточал ему похвалы и предсказывал широкое распространение, октобасы никогда не производились серийно, музыки специально для них не писали. Единственное произведение XIX века, которое не может обойтись без октобаса, — месса соль-мажор в честь святой Цецилии, написанная Шарлем Гуно[1].

Скрипичные мастера предположили, что размеры корпуса контрабаса недостаточно велики для низких звуков и начали экспериментировать с гигантскими контрабасами. В одном из музеев Англии демонстрируется инструмент под названием «Голиаф». Его длина — 2 метра 60 сантиметров. Предполагалось, чтобы на нём играло два человека: один стоял высоко на табуретке и зажимал струны, а другой — играл при помощи смычка. В связи с этим играть на данном инструменте было крайне сложно

Трёхструнный октобас был сделан Жаном Батистом Вильомом в 1849 году. Инструмент в коллекции Музее музыки в Париже — 3,48 метра в длину, тогда как полный размер контрабаса, как правило, около двух метров. Играть на нём проще, чем на «Голиафе», потому что Вильом предусмотрел оригинальные приспособления: октобас укреплён вертикально, исполнитель стоит на специальной площадке, чтобы удобно действовать смычком. Даже в таком положении шейка октобаса недоступна, вдобавок ладовые расстояния слишком велики и струны слишком толсты, чтобы прижимать их пальцами. Поэтому Вильом предусмотрел механизм, управляемый педалями и ручными рычагами. Музыкант стоит на одной ноге, другой нажимает педали, а рычагами оперирует левой рукой. От педалей и рычагов к грифу идут длинные тяги, связанные с планками, расположенными поперек грифа над струнами. При нажатии какой-нибудь педали или одного из рычагов соответствующая планка прижимает струну к грифу.

Октобас Вильома впечатлял своими размерами, но и он не был самым большим. Мастер Джон Гейер из североамериканского города Цинциннати построил инструмент высотой в четыре с половиной метра. Ширина этого октобаса достигала двух метров, так что поперек его корпуса свободно можно было уложить обычный контрабас.

Кроме парижского октобаса, подобные инструменты хранятся в Музее музыкальных инструментов в Финиксе (штат Аризона) и венском Музее истории искусств[2]. В октябре 2016 года компания Canimex подарила октобас Монреальскому симфоническому оркестру, который теперь является единственным в мире оркестром с октобасом[3][4]. Изготовил монреальский октобас в 2010 году лютье из Мирекура Жан-Жак Паже[5].