Октябрьская (станция метро, Кольцевая линия)


«Октя́брьская» (до 6 июня 1961 года — «Калу́жская») — станция Московского метрополитена. Расположена на Кольцевой линии между станциями «Добрынинская» и «Парк культуры». «Октябрьская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Автор проекта — Л. М. Поляков. Диаметр всех трёх залов — 9,5 метра.

Станция открыта в 1950 году в составе первой очереди большого кольца на участке «Парк культуры» — «Курская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 35 станций. Изначальное название станции («Калужская») дано в связи с нахождением в начале Большой Калужской улицы (переименована потом в 1957 году), оно просуществовало с 1950 по 1961 год. В 1961 году станция была переименована, получив название «Октябрьская» по соседней Октябрьской площади.

Станция задумывалась как торжественный реквием павшим в Великой Отечественной войне. Павильон станции представляет собою грандиозную триумфальную арку, украшенную снаружи барельефными фигурами мужчин и женщин, облачённых в форму Советской армии военной поры.

Тема Победы стала центральной для послевоенного этапа развития строительства московского метро. При этом только автору проекта станции «Октябрьская» Л. Полякову удалось создать практически храмовое пространство, где ряды факелов ведут к закрытой торжественной оградой в стиле ампир апсиде с предполагаемым алтарём — нише с голубым небом, призванным отобразить «светлое будущее» страны. Никогда раньше, по утверждению специалистов, дизайн станции так не апеллировал к образцам храмового зодчества Запада и древности и одновременно так не напоминал трёхнефные базилики периода раннего христианства[2]. Сам архитектор Поляков, считал, что изобрёл новое средство борьбы с «ощущением подземности»[2]: ярко освещённая стена и выкрашенная в голубой цвет верхняя часть апсиды призваны были, по его задумке, создать иллюзию пребывания на поверхности, заставляя пассажиров забыть о том, что они находятся на 30-метровой глубине. В 1956 году в Ленинградском метрополитене по проекту Полякова была открыта станция «Пушкинская», которая была очень похожа на «Октябрьскую», но вместо решётки в апсиде расположена статуя А. С. Пушкина[2].

На станции имеется наземный вестибюль, выходящий на Ленинский проспект и имеющий вид павильона с арочными проходами. С 1990 года вестибюль встроен в новое здание Московского института стали и сплавов. Вестибюль украшен барельефами, изображающими двух фанфаристов; барельефы подсвечены светильниками в виде колонн.