Оливер, Эрик


Эрик Оливер (англ. Eric Staines Oliver; 13 апреля 1911, Стратфорд-на-Эйвоне — 1 марта 1980) — британский мотогонщик, четырёхкратный чемпион мира по шоссейно-кольцевым гонкам в классе мотоциклов с колясками[1], чемпион Великобритании 1955 года[2].

Эрик Оливер начал спортивную карьеру в возрасте 18 лет с любительских гонок в своей родном графстве, а в 1937 году впервые стартовал в серьёзных соревнованиях — в знаменитой гонке Isle of Man TT на острове Мэн. Он выступал на 500-кубовом Vincent HRD 500, но сошёл. Он стартовал в гонке и в два последующих года, в классах 350 см3 и 500 см3, но серьёзного успеха не добился, а затем его карьера была прервана войной[3]. Во время войны Оливер служил в Королевских военно-воздушных силах Великобритании в качестве бортмеханика на Avro Lancaster, на его счету было более 40 боевых вылетов[4].

После войны Оливер вернулся в гонки практически сразу же, в 1946 году, но лишь эпизодически выступал на обычных мотоциклах, сосредоточившись на гонках на мотоциклах с колясками. Он несколько раз успешно выступил в 1948 году, в частности, на Гран-При Бельгии в классе мотоциклов с колясками.

В первый год проведения Чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам Эрик Оливер стартовал в нескольких классах, в том числе в сольных классах 350 см3 и 500 см3. Тем не менее, настоящего успеха он достиг в классе мотоциклов с колясками, присоединившись к заводской команде Norton и выиграв две из трёх гонок чемпионата и став чемпионом мира вместе со своим пассажиром Денисом Дженкинсоном. Дженкинсон был не профессиональным гонщиком, а спортивным журналистом, и чемпионский титул стал для него высшей точкой карьеры и в то же время неожиданностью[3].

В 1950 и 1951 годах Оливер повторил свой успех, на этот раз с профессиональным гонщиком Лоренцо Добелли в качестве пассажира. Сезон 1952 года команда провалила — ещё до его начала, на внезачётной гонке в Бордо и Оливер, и Добелли синхронно сломали ноги[4] и были вынужден пропустить часть гонок (тем не менее, две гонки Оливер выиграл — одну в паре со Стэнли Прайсом, вторую с Добелли). Титул достался другому британскому пилоту Norton — Сайрилу Смиту.

В 1953 году Оливер с новым пассажиром Стэнли Диббеном триумфально выиграл четвёртый титул, одержав 4 победы в 5 гонках. В том же году особенно заметно проявился инженерный талант Оливера. Он модифицировал свой Norton таким образом, чтобы полулежать на нём лицом вперёд, а не сидеть в классической позе — именно эта посадка позже эволюционирует в современную позицию пилотов в этом виде мотоспорте (они стоят на коленях с наклоном вперёд). Такой шаг позволил заметно уменьшить сопротивление воздуха и компенсировать недостаток у Norton мощности относительно конкурирующих Gilera и BMW.