Avro Lancaster


Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным, наряду с «Галифаксом», тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во ВМВ британской авиацией).

Географическое положение США и Великобритании обусловило принятие военной доктрины по применению авиации для уничтожения промышленного потенциала Германии и ее союзников. В годы Второй Мировой войны в этих странах упор был сделан на создание тяжелых четырёхмоторных бомбардировщиков.[1]

В Англии подобные самолеты начали проектировать в середине 30-х годов. С началом Второй мировой войны на вооружение Королевских ВВС были приняты три бомбардировщика этого класса — «Стирлинг», «Галифакс» и «Ланкастер». Первым на вооружение в августе 1940 года поступил «Стирлинг», в сентябре 1940 года — «Галифакс» и в 1942 году — «Ланкастер». В итоге «Ланкастер» стал самым лучшим и самым массовым тяжелым бомбардировщиком Великобритании.[1]

Первый боевой вылет «Ланкастеров» был совершён в марте 1942 года. Всего «Ланкастеры» совершили более 156 тысяч боевых вылетов и сбросили более 600 000 тонн бомб. Бомбардировщик использовался для выполнения множества других задач, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Tallboy» и «Grand Slam». Большую известность самолет получил после проведённой в 1943 году операции «Большая порка» — бомбардировки речных плотин в долине Рура.

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер». «Манчестер» по его бомбовой нагрузке в 4695 кг можно отнести к тяжёлым бомбардировщикам, но двигатели Роллс-Ройс Валчер (англ. Rolls-Royce Vulture), которыми он оснащался и которые позволяли ему нести такую бомбовую нагрузку, отличались низкой надёжностью и так и не были доведены, а наличие всего двух двигателей не позволяло самолёту благополучно вернуться на базу в случае отказа одного из них.

Главный конструктор фирмы «Авро» Рой Чадвик предложил оснастить машину четырьмя более надёжными, но менее мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин и крылом увеличенного размаха, сохранив старый фюзеляж. Это изменение позволило увеличить максимальную боевую нагрузку с 4695 до 6350 кг, запас топлива с 6435 до 8153 л, дальность полёта с 1930 до 3780 км, потолок более чем в два раза. Новый самолёт получил обозначение Авро Тип 683.