Олёты


В 19 веке олёты кочевали в основном на западе Кобдоского округа, тогда входившего в Китайскую империю, и занимавшего весь северо-западный угол Монголии (45° и 50° северной широты и 57° и 65° восточной долготы). Кобдоский округ имел бо́льшую площадь, чем современное место расселения олётов — Кобдоский аймак[9]. В период цинского владычества главным начальником округа был китайский чиновник-мандарин (монг. хебей-амбань, с резиденцией в городе Кобдо), а для решения непосредственно монгольских дел, при нём состоял специальный чиновник из монголов — монгол-дзурган[9].

Верующие олёты исповедуют тибетский буддизм. В XIX веке самым богатым и людным монастырём в Кобдоском округе считался монастырь племени дюрбютов, он находился при ставке их князя в местности Улангом[9] (современный город Улангом, монастырь Дечинравджаа).

Главным занятием олётов, как и почти всех монголов, в XIX веке являлось скотоводство. Помимо него они занимались охотой — для добывания шкур (в основном куниц) и мяса (сурков)[9]. Исследователь Эрдэнэболд Лхагвасурэн пишет о зачатках земледелия у олётов в долине реки Ховд, начало которому они положили переселившись сюда после распада Джунгарского ханства (кон. XVII века)[8]. Упоминается также о повинности олётов, наложенной цинским правительством — доставка дров для казённых зданий в городе Кобдо[10].

Торговля в местах проживания олётов была сосредоточена в руках китайцев и русских. Предметы вывоза в Китай из Кобдоского округа — бараны (выгонялось до миллиона голов), овчины, шерсть овечья и верблюжья, а импорт из Китая — бязь, кирпичный чай и разные произведения китайских кустарей, так как среди монголов не было ремесленников (кроме кузнецов и мастеров серебряного дела). Импорт из России — юфть, плис, бумажные товары, железные и медные изделия, подносы, тазы, сундуки и прочее; экспорт — рогатый скот (для выгона в город Иркутск), сурочьи шкуры, овечья и верблюжья шерсть[9].