Омовение рук


Омове́ние рук — вид ритуального омовения в различных религиях, символизирующее очищение от грехов перед совершением жертвоприношения Богу, а также выражение «умывать руки», означающее устраниться от ответственности, объявить о своём неучастии в деле[1].

Происходит от еврейского обряда ритуального омовения рук. В случае, когда убийца человека не известен, Пятикнижие предписывало принести в жертву телицу, «и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головой телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови этой, и глаза наши не видели» (Втор. 21:1—9).

Евангелия Нового Завета полагают омовение рук за народный еврейский обычай, но не за заповедь Божию:

Собрались к нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И увидев некоторых из учеников его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми руками. Ибо фарисеи и все иудеи, держась предания[2] старцев[3], не едят не умыв тщательно рук. И придя с рынка, не едят не омывшись[4], и есть многое другое, чего они приняли держаться — наблюдать омовение[4] чаш и кружек и медных котлов. И спрашивают его фарисеи и книжники: «Почему ученики твои не поступают по преданию[2] старцев[3], но неумытыми руками едят хлеб?» Он сказал им в ответ: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано „люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим“[5]. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания[2] человеческого».

Своё распространение в современном значении выражение получило, благодаря сюжету, описанному в Евангелии от Матфея. Римский прокуратор Понтий Пилат во время суда над Христом совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству, «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: „Невиновен я в крови Праведника Сего“» (Мф. 27:24).