Омск-Пассажирский


Омск-Пассажи́рский — станция Западно-Сибирской железной дороги в городе Омске, административном центре Омской области, в её границах — главный железнодорожный вокзал города. Станция расположена в Ленинском административном округе Омска.

Железнодорожное сообщение по маршруту «Челябинск — Омский Пост» существует с августа 1894 года, но лишь после постройки моста через реку Иртыш в 1896 году началось полноценное движение без пересадки[3].

Железнодорожная станция Омск построена во время строительства Великого Сибирского пути, его западного участка — Западно-Сибирской железной дороги от станции Челябинск до Новониколаевска, движение по которому открыто было в 1896 году. Станция была построена на 745 версте строящейся дороги в 3 верстах от тогда уездного города Омска Акмолинской области, расположенного у слияния рек Омь и Иртыш, через который также был построен железнодорожный мост.

По состоянию на конец XIX века станция была одной из крупнейших Западно-Сибирской дороги. Кроме вокзала имелись около 70 станционных и пристанционных зданий, в том числе главные мастерские, главный материальный склад дороги, паровозное депо, больница. Было построено 51 домов для работников станции. Возле станции воздвигнута каменная церковь во имя святой Троицы на 750 мест, двухклассное начальное училище на 115 учащихся, церковно-приходская школа.

В итоге возле станции возникли 2 посёлка, казачий посёлок Царский и рабочий, суммарное население которых составляло около 8000 душ обоего пола, что составило около 1/6 населения города. От станции была построена ветка протяжённостью 3,5 версты до самого города, в том числе для доставки грузов сплавляемых по Иртышу, в том числе и из Китая, станция сама имела развитое путевое хозяйство.

Возле станции был создан один из крупнейших врачебно-питательных пунктов (на 1500 мест в стационарных зданиях с возможностью расширения до 3500 мест во временных юртах) для обслуживания переселенцев в Омский, Акмолинский, Тюкалинский, Тарский уезды и Семиреченскую область. Ежегодно со станции в западном направлении, в том числе на экспорт отправлялось более 16 000 тонн зерна и продуктов скотоводства[4].