Онрё


Онрё (яп. 怨霊 онрё:, буквально "мстительный дух", иногда переводится как "гневный дух"[1]) — в японских традиционных верованиях и литературе — призрак (юрэй), который способен причинять вред в мире живых, ранить или убивать врагов или вызывать стихийные бедствия ради мести за несправедливость, проявленную к нему при жизни, а затем забрать души погибших из умирающих тел.

Этот термин пересекается в своем значении со словом горё (яп. 御霊), за исключением того, что призрак-горё не всегда гневается[1].

Происхождение онрё неясно, свидетельства веры в их существование встречаются уже в VIII веке, они основываются на идее, что могущественные и разъярённые души умерших могут как-то влиять на живых, в том числе приносить им вред или даже убивать. Древнейший известный культ онрё возник после смерти принца Нагаи в 729 году[1]; первая запись об одержимости духом онрё, влияющим на здоровье, найдена в хронике «Сёку нихонги» (797 год), там говорится, что «душа Фудзивары Хироцугу причинила Гэмбо[англ.] смертельный вред» (Хироцугу был казнён за мятеж против монаха Гэмбо)[2][3].

Традиционно в Японии считалось, что онрё, движимый жаждой мести, способен не только причинить смерть своему врагу, как в случае с мстительным духом Хироцугу, которого считают ответственным за убийство монаха Гэмбо[4], но и вызывать стихийные бедствия, такие как землетрясения, пожары, штормы, засуха, голод и эпидемии[1] (как в случае духа принца Савары[англ.], озлобленного на своего брата, императора Камму[5]). Месть, совершаемая сверхъестественными силами, называется татари (яп. 祟り)[1].

Принц Ямабэ (Будущий Император Камму) выдвинул против своего брата Савары обвинения в заговоре с целью завладеть троном и приказал отправиться в ссылку в провинцию Авадзи. По дороге в Авадзи Савара перестал есть и умер от голода. По мнению ряда учёных, перенос Камму столицы в Нагаокакё, а оттуда в Киото, был совершён в попытке избежать гнева Савары[5]. Неудачи, однако, продолжились, и император попытался снять проклятие, совершив буддийские обряды в знак уважения и даровав принцу Саваре посмертный титул императора[5].

Другим примером умиротворения духа онрё является случай Сугавара-но Митидзанэ, который был обвинён в придворных интригах и умер в изгнании. После его смерти Киото поразила чума, убившая среди прочих сыновей императора Дайго, ливни и смертоносные молнии. Суд попытался прекратить месть духа Митидзанэ, восстановив его в должности[1]. Позже в его честь было воздвигнуто святилище Китано-Тэммангу, а сам он стал божеством Тэндзином.