Операция «Честный голос»


Операция «Честный голос» (англ. Operation Earnest Voice, OEV) — проект правительства США по оказанию влияния на формирование мнений в социальных сетях в интересах американской пропаганды, основанный на использовании поддельных профилей[1][2]. Проектом управляет Центральное командование ВС США (Centcom), контролирующее военные операции США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Запуск проекта уподоблялся некоторыми веб-экспертами попыткам Китая контролировать и ограничивать свободу слова в Интернете. По заявлениям Пентагона[3], программа не имеет англоязычного компонента и существует только для борьбы с искажениями, обнаруженными на арабском, фарси, пушту и урду[2][4].

По заявлению военного ведомства, базирующаяся в США аудитория соцсетей Facebook и Twitter не является полем действия программы, так как по закону Смита — Мундта[5] государственные агенты не имеют права вести пропаганду среди граждан Соединённых Штатов. Бывший глава Центрального командования США Дэвид Петреус в своих показаниях в конгрессе[6] заявил, что операция «Честный голос» будет «достигать [региональной] аудитории страны через традиционные средства массовой информации, а также через веб-сайты и блоги по региональным связям с общественностью» в попытке «противостоять экстремистской идеологии и пропаганде»[7].

В марте 2011 года правительство США подписало контракт[8] на сумму 2.76 миллиона долларов США с работающей в сфере интернет-безопасности компанией Ntrepid о разработке программного обеспечения, которое бы позволило агентам правительства распространять пропаганду на «иноязычных сайтах», используя т. н. «sockpuppets». Впервые о разработках новой программы широкой общественности стало известно после публикации 17 марта 2011 года авторами Nick Fielding и Ian Cobain статьи «Revealed: US spy operation that manipulates social media» в The Guardian[9]. 6 февраля 2011 года активисты из группы Anonymous взломали электронную почту HBGary, дочерней компании ManTech International, специализирующейся на компьютерной безопасности, а позднее опубликовали архив электронной переписки, согласно которому контракт на разработку ПО мог достаться именно HBGary. Архив опубликованных электронных писем компании HBGary находится на сайте Wikileaks[10]. В 2011 году управление перспективных научно-исследовательских разработок Минобороны США объявило тендер на создание специальной программы SMICS (Social Media in Strategic Communication — Социальные медиа в стратегической коммуникации). В пояснительной записке[11] говорилось: «Условия, в которых осуществляют операции наши вооружённые силы, быстро меняются под влиянием блогов, социальных сетей, файлообменных сервисов и мобильных технологий. Распространение социальных медиа может оказать самое глубокое воздействие на природу конфликтов. Эффективное использование этих медиа позволит вооружённым силам более качественно осуществлять информационное сопровождение операций».