Опера спасения


«Опера спасения», «опера спасения и ужасов» (фр. opéra de sauvetage, opéra à sauvetage, pièce à/de/au sauvetage) — жанр французской героической оперы конца XVIII века — начала XIX века, получивший своё развитие в годы Великой французской революции[1]. Главным композитором направления был Луиджи Керубини.

Термин «опера спасения» (или «опера страха и спасения») появился около 1800 года[2]. Сам жанр, обличавший тиранию и насилие, воспевавший доблесть борцов за свободу и справедливость, родился в годы Великой французской революции, но имел своих более ранних предшественниц — оперы «Дезертир» П. А. Монсиньи (1769), «Ричард Львиное сердце» А. Гретри (1784),а также французские оперы А. Сальери «Данаиды» (1784) и «Тарар» (1787), в которых (в первом случае ещё в традиционной для классицистской оперы мифологической форме, а во втором уже на более современном материале) разрабатывалась та же тема, уже присутствовали многие особенности жанра и унаследованный от К. В. Глюка героический стиль[1][3].

Некоторые свои особенности — близость сюжетов к современности, динамизм и стремительность развития действия — «опера спасения» заимствовала у французской комической оперы, её сентименталистской версии, и была родственна буржуазной мелодраме[1][4]..

«Опера спасения» представляла собой разновидность героической драмы и своим названием была обязана характерной сюжетной коллизии: надвигающаяся смертельная опасность преодолевалась в ней благодаря отваге и благородству героев[5]. Типичные образцы этого жанра — «Ужасы монастыря» А. М. Бертона (1790), оперы Луиджи Керубини «Лодоиска» (1791), «Элиза» (1794) и «Два дня» («Водовоз», 1800), а также «Пещера» Ж. Ф. Лесюёра (1793). В сюжетном отношении и по своей драматургической структуре «оперой спасения» является и «Фиделио» Л. Бетховена (первая редакция — 1805 год)[1][3]. В немецкой культуре опера спасения органично трансформировалась в немецкую романтическую оперу.