Орстхой-Мохк


Орстхой-Мохк, Арсхте-Мохк (чечен. Аьрштхойн Мохк, ингуш. и галанчож. Оарштхой Мохк — «страна орстхойцев»), экзотопонимы: Балсу, округ Карабулак — историческая область на территории Сунженского района Ингушетии и Серноводского и Ачхой-Мартановского районов Чечни. Располагалась на территориях прилегающих к верхнему и среднему течению рек Асса и Фортанга, где, вероятно, к XVIII веку сформировалось этнотерриториальное общество Орстхой[К. 1].

Название Орстхой-Мохк не зафиксировано в каких-либо исторических документах или научных работах. Часто учёные-кавказоведы и краеведы (Ш. Б. Ахмадов, А. С. Сулейманов и др.), для обозначения исторической области изначального расселения орстхойцев используют просто название военно-политического и территориального союза — Орстхой[1], либо термин — вольное общество Орстхой. В русскоязычных источниках общество-народность-область могут называть как арстхой/арштхой, орстхой/орштхой, эрстхой/эрштхой. У собственно орстхойцев и у ингушей область называлась Арсхте/Арште[2], у чеченцев — Арстхой/Арштхой[3]. Исследователь XVIII века И. А. Гюльденштедт называет эту территорию Округ Карабулак (от тюркского, возможно кумыкского[4], названия орстхойцев, ставшего широко используемым экзоэтнонимом — карабулаки) и сообщает ещё несколько топонимов, которые применяли для его обозначения: у чеченцев — Арисх Тояи/Ариш Тояй, у черкесов — Балсу, от старинного названия реки Фортанга — Балсу[5] (тюрк. «Медовая вода»)[6].

Поселения жителей Орстхой-Мохка — орстхойцев, мало изучены, на сегодняшний день значительные данные собраны только краеведом А. С. Сулеймановым (издание в IV частях 1976—1985 годов), и требуют дополнительных исследований учёных-кавказоведов.

Возвышающаяся рядом с аулом Цеча-Ахки гора Ердыкорт, по мнению А. С. Сулейманова, была «священной горой» на которой находилось языческое святилище посвящённое нахскому богу Ерду (возможно бог ветра[73], у А. С. Сулейманова — бог по имени Ерди-крест)[35]. Существует предположение, что на месте селения Верхний Алкун, существовало святилище божества Цу, возможно здесь проходили культовые праздники и жертвоприношения[38]. В 5 км к западу от Верхнего Алкуна находится гора Цейш-Ти и развалины одноимённого хутора, на горе имелись культовые святилища в честь божества Цу[60].

Известно о соледобыче на территории Орстхой-Мохк, она отмечалась в поселениях Верхние, Средние и Нижние Берешки («Верхние, Средние и Нижние соляные озёра»), у аула Мержой-Берам; соляные копи обычно разрабатывались путем выпаривания воды[74].


Орстхой-Мохк (Сунженский район Ингушетия и Ачхой-Мартановский район Чечня)
Точка
Акки
Точка
Ами
Точка
Кербита
Точка
Кербича
Точка
Корга
Точка
Мочча
Точка
Очакх
Точка
Чуша
Точка
Точка
Точка
Точка
Дака-Бух
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
В. Гереты
Точка
Н. Г.
Точка
Кулие
Точка
Точка
Мазанты
Точка
Точка
Мужген
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Точка
Хевха
Точка
Точка
Базанти
Точка
Мештие
Точка
Точка
Пхуматта
Точка
Точка
Точка
Амке
Точка
Басарача-Ялхара
Точка
Гилан
Точка
Гурчу
Точка
Йокка-Эрбала
Точка
Жанчие
Точка
Кегана-Юх
Точка
Кялц
Точка
Хевхарача-Ялхара
Точка
Ага-Боссе
Точка
Точка
Акие-Ти
Точка
Алхас-Ти
Точка
В. Аршты
Точка
Н. Аршты
Точка
В. Берешки
Точка
Н. Берешки
Точка
Точка
Гандал-Боссе
Точка
В. Даттых
Точка
Н. Алкун
Точка
Галашки
Точка
Мужичи
Точка
Н. Даттых
Точка
Издиг
Точка
Катаргаштие
Точка
Мергйисте
Точка
Самйогача
Точка
Толиэ
Точка
Хуттунчу
Точка
Цеча-Олкум
Точка
Чемулга
Точка
Энахишка
Точка
Эха-борзие
Точка
Элдархан-Гала
Точка
Обарг-Юрт
Точка
Дебир-Юрт
Точка
Гlажир-Юрт


Точка
Хайрах
Точка
Хамхи
Точка
С у н ж е н с к и й
Точка
х р е б е т
Точка
Ахчин-Корта
Точка
Барахчи
Точка
Бозгенты
Точка
Борзонти
Точка
Ерды-Корта
Точка
Карабулак
Точка
Кейв-Корта
Точка
Кори-Лам
Точка
Морд-Лам
Точка
Хаиха
Точка
А л х а н ч
Точка
у р т с к а я
Точка
д о л и н а
Точка
Т е р с к и й
Точка
х р е б е т
Точка
С у н ж е н с к а я
Точка
д о л и н а
Точка
Точка
Точка
Точка
уст. р. Сенгихли
Селения орстхойцев на современной карте Чеченской Респ. и Респ. Ингушетия, с указанием административного деления на районы[К. 61].
  1. Селения средневековых нахских обществ (сформировались до XVI в.), участвовавших в XVIII в этногенезе орстхойцев:
     — селения общества Акки (обл. Акка),  — селения общества Галай (обл. Галайн-Чож),  — селения общества Мержой (обл. Мержа),
     — селения общества Цечой (обл. Цеча),  — селения общества Ялхарой (обл. Ялхара).
  2.  — селения первого этапа экспансии (в предгорья) выше перечисленных обществ, территория формирование собственно орстхойцев в XVIII в.
  3.  — селения второго этапа экспансии (на плоскость) выше перечисленных обществ в XVIII—XIX вв.
  4. селения соседних нахских обществ и других народностей.
Всеми точками обозначены сохранившиеся до наших дней развалины или предполагаемые места селений, более крупными точками обозначены ныне существующие НП, группа отдельных дворов или урочище[К. 62], курсивным написанием отмечены ойконимы с приблизительной привязкой.