Осада дома Усмана


Осада дома Усмана произошла в 656 году. Первоначально близ дома третьего «праведного» халифа Усмана ибн Аффана собрались протестующие, недовольные его внутренней политикой.

Это событие было вызвано клубком противоречий, который тянулся ещё со времён начала истории ислама, когда после смерти исламского пророка Мухаммеда умма решила вопрос преемственности власти при помощи совещательного совета. Третьим халифом, пришедшим к власти таким образом, стал Усман, чьё правление многие жители халифата оценили, как не соответствующее традициям ислама. Он погряз в коррупции, непотизме, кумовстве и фаворитизме, раздав титулы и дары своим родственникам-Омейядам и забыв о завоевателях и сподвижниках Мухаммеда. Из-за этого против Усмана выступили жители Египта и Ирака, которые требовали прекращения происходящего и отставки халифа. Когда один из них был убит, протест перерос в восстание. Когда Усман отказался уходить в отставку, мятежники подожгли его дом и убили халифа.

Большая часть истории раннего ислама передавалась устно. Источников времён Праведного халифата до наших дней дошло довольно мало. Неизвестно, существовали ли другие в принципе[1]. Сохранившиеся документы и сочинения об этом периоде, ровно как и о последующем периоде господства династии Омейядов, писались преимущественно в годы третьего, Аббасидского халифата[2]. Достаточно подробно об убийстве Усмана в своих сочинениях рассказывали ат-ТабариИстория пророков и царей»[3]) и аль-БалазуриГенеалогия знатных[en]»). Значительная подборка и первая серьёзная интерпретация трудов содержится в фундаментальной работе итальянского востоковеда Л. Каэтани. В дальнейшем эту тему изучали Ю. Велльгаузен, Д. Леви делла Вида, Г. Гибб, Л. Веччия Вальери и Питерсен[4].

Со смертью Мухаммеда, которая, по выражению Бернарда Льюиса, «ввергла зарождающуюся мусульманскую общину в своего рода конституционный кризис», перед сообществом встал фундаментальный вопрос о преемственности власти. Так как основатель исламской веры не оставил сыновей, его сподвижники Абу Бакр, Умар и Абу Убайда организовали выборный совет и добились избрания первого из них во главе религиозной общины. С приходом Абу Бакра к власти начался период активной исламской экспансии, который привёл к падению Сасанидской Персии, в то время как Византийская империя потеряла Египет и Левант и была оттеснена в Анатолию и центр Северной Африки. После естественной кончины Абу Бакра у власти встал другой сподвижник Мухаммеда — Умар[5].