Осирион


Осирион (егип. 3ḫ-mn-m3ˁ.t-Rˁ-n-Wsjr «Процветающий Сети для Осириса») — сооружение из гигантских монолитов, мегалитическая постройка на 8—17 метров ниже уровня храма, примыкающая к западной стене храма Сети I в Абидосе. Он является как будто неотъемлемой частью погребального комплекса Сети I, но по своему стилю совершенно не похож на окружающие постройки XVIII династии[1].

Осирион обнаружен археологами Флиндерсом Питри и Маргарет Мюррей, которые вели раскопки на этом месте в 1902—1903 годах. От песка Осирион расчищен только в 1914 году, так как уровень пола Осириона расположен примерно на 8 метров ниже уровня храма Сети[2]. Профессор Нэвилл из Исследовательского фонда Египта, расчистивший этот комплекс, считал, что Осирион является одной из самых древних построек Египта. Но после того как в 1920-е годы на его стенах обнаружили несколько надписей от имени Сети I, это здание было объявлено постройкой данного фараона.

До сих пор существуют разногласия по поводу того, кто именно построил Осирион и каков его возраст. Неизвестно по какой причине он находится на несколько метров ниже близ лежащих построек Сети I. Осирион воздвигнут в технике так называемой мегалитической кладки. Всё здание сложено из громадных монолитных блоков гранита. Камень тщательно обработан, блоки пригнаны друг к другу без малейшего зазора. Подобная техника строительства не имеет ничего общего с той, которая использовалась при возведении заупокойного храма Сети I.

Из-за того, что Осирион естественным образом заполняется водой, это делает невозможным создание барельефов на поверхности его стен[3].

Первоначально Осирион был покрыт курганом, окружённым рядами деревьев. Вход располагался в западной стороне сооружения. Оттуда длинный коридор, спускавшийся вниз, вёл на юго-восток в прямоугольную камеру с небольшим помещением за ней. На стенах были нанесены изображения «Книги пещер» с северо-восточной стороны и «Книги врат» на противоположной стене. Оба памятника описывают ночное путешествие древнеегипетского бога солнца Ра через подземный мир. В период правления Мернептаха в южном конце коридора картины стали изображаться в виде барельефов[4].