Отвращение


Отвраще́ние, омерзе́ние — отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия, неприязни и брезгливости, вызываемое различными причинами: от несоблюдения гигиены, контакта с мелкими животными, вида повреждений кожи или гниющей пищи до неприемлемого поведения, мошенничества или злоупотреблений. Во всех ситуациях отвращение порождает одну и ту же реакцию — желание отстраниться[1]. Противоположные эмоции: удовольствие и воодушевление (в случае социального отвращения).

Отвращение играет важную роль в функции самосохранения живых организмов. Оно позволяет избегать инфекции, не есть непригодные для питания и опасные продукты и даёт возможность сохранить собственную целостность, удерживая внутри то, что должно быть внутри (в частности, кровь), и снаружи то, что должно находиться снаружи (в частности, фекалии)[2]:387.

Психологи и нейробиологи, изучающие природу эмоций, предполагают, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, необычайно развилось и усложнилось. Выделяют две разновидности отвращения у людей: «первичное» — практически иррациональная психическая реакция на нечистоты, вшей, пауков и т. п. — и «вторичное», оно же моральное, то есть реакция на более абстрактные предметы или на людей — например, лживых политиков, продажных чиновников и т. п.[2]:387

По данным ФМРТ, как при первичном, так и при вторичном отвращении возбуждаются определённые области мозга: боковая и средняя орбитофронтальная кора. Возбуждение этих отделов мозга, ответственных за отвращение, приводит к снижению активности отделов, отвечающих за жалость, сочувствие и восприятие других людей как людей (а не неодушевлённых предметов). В результате, например, люди, испытывающие отвращение к человеку без места жительства, относятся к нему не как к личности, а как к «куче мусора»[2]:388—389.

По предположению некоторых учёных (Дж. Хайдт и др.), отвращение может играть значимую — и прежде всего негативную — роль в жизни человеческих коллективов. Именно на основе отвращения возник такой механизм поддержки целостности группы, как ксенофобия. Видимо, ещё в первобытном обществе люди начали испытывать отвращение к «чужим», «не нашим», «не таким, как мы». Чтобы подчеркнуть межгрупповые различия, нередко применяются морально-нравственные оценки, в основе которых может лежать в том числе чувство отвращения (например, в русском языке слово «поганый» когда-то означало «иноверец, язычник»[2]:389—390).

В своё время нечистыми, вызывающими отвращение считались, например, женщины (особенно в период менструации), психически неполноценные люди или межрасовый секс. Политики в самые разные времена пользовались отвращением как средством для сплочения коллективов и их подчинения, натравливания одних социальных групп на другие. Например, нацисты в целях пропаганды называли евреев «крысами», «тараканами»[2]:390—391.