Понтонно-мостовые бригады, полки и батальоны


Отдельные понтонно-мостовые бригады, полки и батальоныформирования (соединения — опмбр, части — опмп и опмб) инженерных (ИВ), дорожных[1] (ДВ) и железнодорожных войск[2] (ЖДВ) РККА и Советской Армии, ВС СССР и России.

В РККА и Советской Армии ВС СССР отдельные понтонно-мостовые бригады, в зависимости от театра военных действий, входили, в военное и мирное время, в состав фронтов (округов, групп войск, групп армий и отдельных армий), а отдельные понтонно-мостовые полки и отдельные понтонно-мостовые батальоны в состав армий и отдельных корпусов.

На 1 сентября 1923 года в ИВ РККА[3] были следующие понтонные формирования (человек личного состава в боевой единице):

В период военной реформы 1924 — 1925 годов, милиционно-территориального и кадрово-призывного военного строительства и технического перевооружения ВС Союза разрабатывались и совершенствовались организационные формы понтонно-мостовых формирований и инженерного вооружения и техники ИВ.

В 1930 году была утверждена Народным комиссаром по военным и морским делам Союза ССР «Система инженерного вооружения» Красной Армии, разработанная к 1928 году, которая предусматривала весь комплекс вооружений и технических средств, необходимых для выполнения инженерного обеспечения боя и операций, то есть военно-инженерных боевых задач.

Во время Великой Отечественной войны, в Красной Армии возникла при оперативном (боевом) и тыловом обеспечения массовая потребность в форсировании и переправах войск и тыла через крупные водные преграды: реки, каналы, заливы, лиманы и так далее. Решением Ставки Верховного Главнокомандования ВС СССР было принято решение о массовом сформировании формирований специальных войск для данных целей. По мере изготовления инженерного вооружения и техники и поставки их в спецвойска были сформированы опмбр, опмп и опмб ИВ.