Отыквление


«Отыквление (божественного) Клавдия» (лат. Apocolocyntosis (divi) Claudii), или «Действо о смерти божественного Клавдия» (Ludus de morte divi Claudii) — условное название сатирического памфлета, приписываемого Сенеке.

По свидетельству Диона Кассия, Сенека написал на смерть Клавдия произведение, которое назвал Отыквление (ἀποκολοκύντωσις, апоколокинтосис) «по созвучию с тем словом, которым обозначается приобщение к бессмертию»[1]. Имеется в виду греческий термин ἀποθέωσις (апотеозис (апофеоз) — «обожествление»), тыква же (распространённый в античности символ глупости) намекала на ставшую притчей во языцех тупость покойного императора[2][3].

В сборнике сочинений Сенеки сохранилось небольшое произведение, озаглавленное как «„Обожествление“ Аннея Сенеки в виде сатиры», или, на средневековый манер, «Действо о смерти Клавдия Цезаря»[4]. То, что в дошедшем до нас тексте не говорится ни о каком превращении Клавдия в тыкву и сама тыква там не упоминается, может быть истолковано трояким образом: 1) это сочинение не является «Отыквлением» и, следовательно, не принадлежит Сенеке; 2) Сенека написал две сатиры — дошедшую до нас и ту, о которой пишет Дион Кассий; 3) отыквление Клавдия происходит в несохранившейся концовке сатиры (этого мнения придерживается большинство исследователей)[5]. Тацит и Светоний, рассказывающие о смерти Клавдия и приходе к власти Нерона, ни о каком сатирическом сочинении Сенеки на смерть императора не упоминают[4], при том, что о его авторстве в отношении произнесённой новым принцепсом хвалебной надгробной речи все были осведомлены[6].

По-видимому, «Отыквление» было написано вскоре после отравления Клавдия (13 октября 54) и его обожествления, хотя ряд исследователей считают возможным датировать его временем после смерти Агриппины, то есть, 59—62 годами[7]. Пьер Грималь полагает подобные утверждения малообоснованными, тем более что по прошествии первого нероновского пятилетия воспоминания о Клавдии должны были утратить свою актуальность, а чрезмерные похвалы Нерону были допустимы в начале правления, но звучали бы насквозь фальшиво после убийства им собственной матери[8].

Мнения относительно политической цели памфлета высказывались различные: одни видели в нём намек на отравительницу Агриппину, другие, наоборот, попытку её апологии, так как по сюжету Клавдий умирает от обжорства, третьи — высмеивание самой практики обожествления правителей. Также предполагалось, что сатира была написана в дидактических целях, чтобы на дурном примере отчима показать Нерону, как не следует управлять государством. Высказывались предположения, что памфлет был написан Нероном совместно с Сенекой или Петронием, или Сенекой в качестве пародии на своё же «Утешение к Полибию», расточавшее похвалы Клавдию[5].