Оямадзуми-дзиндзя


Оямадзуми-дзиндзя (яп. 大山祇神社) — древнее синтоистское святилище (дзиндзя) в Японии. Храм находится в поселении Мияура[яп.] на острове Омисима во Внутреннем Японском море, примерно в 50 километрах к юго-востоку от Хиросимы. Относится к городу Имабари в префектуре Эхиме. Синтоистское святилище было основано в 594 году, храм посвящён Ооямацуми, старшему брату японской богини солнца Аматэрасу, богу гор, морей и войн. Храм был местом паломничества самураев, которые оставляли оружие и доспехи в качестве жертвы, и является своеобразным музеем оружия[1][2]. Самые древние экспонируемые вооружения датируются X веком и составляют 80% самурайских артефактов, утверждённых как национальные сокровища Японии и важные культурные ценности Японии[англ.]. В коллекции находятся массивных одати, достигающие 180 сантиметров в длину и массы почти пять килограммов, различные доспехи, оружие, шлемы и массивные бронзовые зеркала, некоторые из которых принадлежали известным деятелям Японии, среди которых первый сёгун Минамото-но Ёритомо, японская воительница XII века Томоэ Годзэн. Доспехи домару[англ.], которые хранятся в храме Оямадзуми, считаются доспехами, которые носила в бою Цурухимэ, которую из-за претензий на божественное вдохновение в сочетании с боевыми навыками её сравнивают с Жанной д’Арк[3][4].

Цурухимэ родилась в 1526 году. Она была дочерью Охори Ясумоти, настоятеля Оямадзуми-дзиндзя в провинции Иё. В то время острову Омисима угрожал Оути Ёситака (1507—1551), владевший регионами Кюсю и Тюгоку. В 1534 году началась война между родом Оути и родом Коно[яп.] из региона Сикоку, который владел храмом Оямадзуми. Два старших брата Цурухимэ погибли на войне, а когда ей было 16 лет, её отец умер от болезни, и она унаследовала должность настоятеля. С детства Цурухимэ занималась боевыми искусствами, и когда род Оути в 1541 году в первый раз напал на остров Омисима, она возглавила вооружённое сопротивление. Она провозгласила себя аватаром Мёдзина из Мисимы (三島明神), могущественного ками святилища. Во главе армии она отбросила войска Оути обратно в море[3][5][6].

Оямадзуми-дзиндзя организует фестивали и шествия в честь Цурухимэ. Возглавляет шествие женщина, одетая в костюм «Цурухимэ». Проводятся гонки на лодках кайдэммасэн[яп.]. На праздник приезжает много людей[6][7].

На территории храма находится природный памятник «Группа кусуноки Оямазуми-дзиндзя» (大山祇神社のクスノキ群). Двести самых старых кусуноки (камфорных деревьев) Японии окружают святилище, в том числе два возрастом 2600 (Отиномикото, 乎千命御手植の楠) и 3000 лет (Нойнхоси[яп.], ныне мёртвое), украшенные священными веревками Симэнава из почтения к их возрасту[4].

Гохондэн (御本殿), или главное здание храма, было перестроено в 1378 году после пожара, вызванного войной, представляет собой яркий пример архитектуры нагарэ-дзукури (流造, «текущий стиль»). Под крышей, сделанной из коры хиноки (кипарисовика туполистного), декоративные изделия из дерева, украшенные цветами, украшают поперечные балки храма[4].