О подражании Христу


«О подражании Христу» (лат. De Imitatione Christi[1]) — католический богословский трактат Фомы Кемпийского. Датой создания считается 1427 год. Иногда также называется 1417 год.[2][3] Это первое руководство к духовной жизни движения «Нового благочестия», членом которого был Фома Кемпийский.[4]

«О подражании Христу» — одна из самых широко распространённых после Библии[3][5] христианских книг, выдержавшая свыше пяти тысяч переизданий.[6][7]

Книга состоит из четырёх разделов, каждый из которых представляет собой подробное руководство к духовной жизни: «Наставления, полезные для духовной жизни», «Наставления ко внутренней жизни», «О внутреннем утешении» и «О таинстве тела Христова».

Фома Кемпийский критикует внешнее благочестие, практикуемое монахами, и призывает к обретению внутреннего мира через самоотречение.[2] Огромное значение в учении Фомы играет таинство Евхаристии как ключевой элемент духовной жизни.[2]

Идеал уподобления христовой жизни долгое время был важным элементом христианской теологии и этики.[8][9] Упоминания этой практики обнаруживаются в ранних христианских документах, таких как Послания апостола Павла.[9]

Блаженный Августин рассматривал уподобление Христу в качестве фундаментальной цели христианской жизни и как средство преодоления первородного греха.[10][11] Франциск Ассизский верил в физическое и духовное уподобление Христу и проповедовал путь молитвы и бедности по примеру Иисуса, рождённого в нищете и погибшего на кресте.[12][13] Тема «подражания Христу» существовала также на всех этапах развития Византийской теологии. В XIV веке в книге «Семь слов о жизни во Христе» святоотеческий теолог Николай Кавасила рассматривал жизнь человека во Христе как основную христианскую добродетель.[14][15]