Новое благочестие


Но́вое благоче́стие (лат. Devotio moderna) — движение в католицизме за религиозную реформу, призывающее к апостольскому обновлению через повторное открытие подлинных благочестивых практик, таких как смирение, послушание и простота жизни. Началось в конце XIV века, в основном благодаря Герхарду Грооте, и процветало в Нидерландах и Германии в XV веке, но закончилось с протестантской реформацией. Сегодня оно наиболее известна благодаря своему влиянию на Фому Кемпийского, автора «Подражания Христу», книги, оказавшей большое влияние на протяжении веков.

Немало идей «нового благочестия» со временем было заимствовано Реформацией и католическим посттридентским обновлением. Движение стало также духовным стержнем «нового искусства» (лат. «ars nova») — стиля в живописи, возникшего в 1420-е — 1430-е гг. на основе поздней готики, и ставшего основой Северного Возрождения.

Истоки движения, вероятно, проистекают из конгрегации Виндесхайма, хотя до сих пор не удавалось установить точное происхождение движения. В целом, можно рассматривать это как результат широко распространенного недовольства Церковью (как с точки зрения структуры церкви, так и личной жизни духовенства) в Европе XIV века. Герт Гроот (1340—1384) был одним из многих, кто был крайне недоволен состоянием Церкви и тем, что он воспринимал как постепенную утрату монашеских традиций и отсутствие моральных ценностей среди духовенства. Он стремился заново открыть для себя некоторые благочестивые практики.

Новое благочестие началось как движение мирян; около 1374 года Грут превратил свой родительский дом в Девентере в общежитие для бедных женщин, которые хотели служить Богу. Несмотря на сходство с домами бегинок, это общежитие и более поздние общины, которые стали называться «Сёстрами общей жизни», были более свободными по структуре, чем бегинки, и не имели частной собственности. Женщины, жившие в этих домах, также оставались под юрисдикцией городских властей и приходских священников. Таким образом, их образ жизни находился где-то между обычным христианским существованием «в миру» и формированием церковно признанного религиозного ордена.

С этого момента возникло несколько различных свободных форм сообщества. С одной стороны, сформировались различные типы жизни для набожных женщин. Особенно с 1390-х годов под руководством Яна Бринкеринка, одного из первых новообращённых Гроте, Сёстры общей жизни распространились по Нидерландам и в Германию (в конечном итоге было основано около 25 домов в первой и около 60 домов во второй). Было также много домов (в основном маленьких и бедных), вдохновлённых движением, которые никогда официально не присоединялись к Сёстрам общей жизни и, возможно, в конечном итоге стали францисканцами третьего ордена или монахинями-августинцами.