Паладиль, Эмиль


Эмиль Паладиль (фр. Émile Paladilhe; 3 июня 1844, Монпелье — 6 января 1926, Париж) — французский композитор.

В десятилетнем возрасте был принят в Парижскую консерваторию, где учился у Антуана Франсуа Мармонтеля (фортепиано), Франсуа Бенуа (орган) и Фроманталя Галеви (композиция и контрапункт). В 1860 г. стал самым юным лауреатом в истории Римской премии, представив на конкурс кантату «Иван IV».

Из обширного наследия Паладиля наибольший успех выпал на долю оперы «Родина!» (фр. Patrie!; 1886) и оратории «Святые Марии Морские» (фр. Les Saintes Maries de la Mer; 1892). Помимо ряда других опер, Паладилю принадлежит также значительный корпус церковной музыки; утверждается, что композитор умер непосредственно по завершении своего последнего сочинения — мотета «Tu es Petrus»[7].

Эмиль Паладиль в течение всей своей жизни являлся до мозга костей профессиональным и академическим музыкантом. Его повседневное общение, его связи и знакомства, его родственники и приятели — практически все происходили из академических музыкальных, театральных и художественных кругов. И все его успехи, и все неудачи были также в полной мере академическими. Можно даже сказать, что вся его композиторская карьера почти прямым образом отражала состояние музыкальной Академии и положение консерваторских консервативных кругов в музыкальной жизни Парижа и Франции — от расцвета через кризис к полному упадку начала XX века, когда Академия, располагавшаяся в бывшем дворце кардинала Мазарини, стала синонимом ретроградности, косности и противодействия всему новому в искусстве.

Первый момент славы Паладиль пережил, немного не достигнув возраста 16 лет. Поступив в парижскую консерваторию десятилетним мальчиком, спустя шесть лет, в 1860 году, он получил Большую Римскую Премию за свою кантату «Иван IV». Во многом премия оказалась в его руках благодаря покровительству и благосклонности своего маститого учителя Шарля Гуно и сочувствию молодого, но уже авторитетного Камиля Сен-Санса. За всю историю вручений этой композиторской премии — он стал самым юным её лауреатом. 16 лет — это был абсолютный рекорд. Последующие за этим торжественным событием три года, как обязательно полагалось для каждого римского стипендиата, Паладиль провёл на вилле Медичи. Вместе с ним на Вилле в то же время находились и другие лауреаты Римской премии разных лет, художники и композиторы. Среди них особенно следует отметить троих: Жоржа Бизе, римского стипендиата 1857 года, Эрнеста Гиро, будущего преподавателя гармонии, инструментовки и главу кафедры композиции консерватории, получившего награду годом раньше и, наконец, Теодора Дюбуа, будущего директора парижской консерватории, награждённого годом позднее, чем сам Паладиль… Запомним последние две фамилии…