Палея


Палея́ (греч. παλαιός — древний, ветхий; название происходит от греч. именования Ветхого Завета — παλαιὰ Διαθήϰη) — памятник или несколько взаимосвязанных памятников древнерусской литературы, излагающих ветхозаветную историю с дополнениями из апокрифических памятников и некоторых древнехристианских и средневековых христианских произведений, а также с богословскими рассуждениями. Ряд исследователей рассматривает палею как памятник византийского происхождения, другие считают русским произведением, поскольку её греческий оригинал неизвестен.

Палея известна в следующих редакциях, часто рассматриваемых как отдельные памятники: Толковая, Историческая и Хронографическая[1][2].

Место и время создания палеи не установлено[2]. И. И. Срезневский, Н. С. Тихонравов, И. Я. Порфирьев и В. М. Успенский считали палею памятником, переведённым с греческого языка. Существует мнение о составлении первоначальных редакций палеи в Болгарии в IX—X веках и на Руси в XIII веке[2]. А. В. Михайлов, В. М. Истрин, И. Н. Жданов и В. П. Адрианова-Перетц рассматривали её как труд древнерусских книжников[1].

Василий Истрин в своих работах выделял три редакции палеи (Толковая, Историческая и Хронографическая)[1]. Соотношение этих редакций (памятников) является дискуссионным[2]. Истрин считал Толковую палею древнейшей из известных на Руси редакций, а Хронографическую палею обеих разновидностей (Краткой и Полной) — её позднейшей переработкой. Эту точку зрения разделял О. В. Творогов[1].

По мнению А. А. Турилова, с открытием Барсовской палеи (содержащей списки Хронографической палеи) начала XV векаПерейти к разделу «#Барсовская палея» меняются представления об истории и текстологии Хронографической палеи. Современная ей Коломенская палея 1406 года (Коломенский список Толковой палеи)[3] содержит не первоначальный текст памятника, как считали исследователи XIX века, а его сокращённую редакцию, созданную на рубеже XIV—XV веков, вероятнее всего, в окружении митрополита Киприана[4].

Толковая палея («Палея толковая яже на иудея»; в некоторых работах — первая редакцией палеи) — памятник, содержащий пересказ Ветхого Завета с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с большим количеством дополнений и комментариев, включая обширный апокрифический материал. Толковая палея содержит пространные богословские рассуждения, раскрывающие символическое значение ветхозаветных событий в качестве прообраза событий новозаветных; здесь же читаются полемические увещевания «жидовина». Местами библейская история прерывается «естественнонаучными» рассуждениями. Библейские события описываются от сотворения мира до времён царя Соломона[1].