Памятник жертвам политических репрессий (Санкт-Петербург)


Памятник жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге — монумент, посвящённый миллионам людей, пострадавших от государственного террора в СССР. Он расположен перед спуском к воде на Воскресенской набережной Невы, отделяющей его от легендарной тюрьмы «Кресты», в которой содержались многие политические заключённые. Центральным элементом памятника является пара скульптур «метафизических сфинксов» художника Михаила Шемякина. Выполненные в духе модерна, они имеют особенность — их лица разделены по вертикали на две половины. К жилым домам на набережной сфинксы обращены профилями юных женских лиц, а к тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — обнажившимися черепами. Этим символизируется трагическое разделение народа в советские годы. По периметру плинтов скульптур расположены таблички с посвящёнными советским репрессиям текстами, написанными известными писателями и диссидентами. Между сфинксами расположена конструкция из гранитных блоков в виде раннехристианского креста с тюремным окошком и терновым венцом из колючей проволоки. Архитектурное решение памятника выполнили Вячеслав Бухаев и Анатолий Васильев. Мемориал был открыт по инициативе скульптора и властей города 28 апреля 1995 года.

Центральным элементом памятника жертвам политических репрессий является пара зеркально-симметричных бронзовых скульптур «метафизических сфинксов», которые были созданы художником Михаилом Шемякиным. Они представляют собой несколько деформированные фигуры легендарных чудовищ Древнего мира, которые имеют тело льва, а голову и грудь — женщины. Сфинксы лежат с поднятыми головами на двух гранитных постаментах. Их тела худые, на звериных туловищах проступают рёбра, тонкие шеи утрированно, тревожно вытянуты, а ниже, на стыке львиной и человеческой частей, располагаются выразительные женские груди. Головы сфинксов венчают стилизованные древнеегипетские платок-немес и корона-пшент. Главной особенностью шемякинских чудовищ являются их лица: они разделены по вертикали на две половины. К жилым домам на набережной сфинксы обращены профилями юных женских лиц, а к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — обнажившимися черепами. Таким образом, одна сторона воспринимается как живая, прекрасная, с чувственно вздымающимися рёбрами, а вторая — как мёртвая, гниющая, с проступающими на трупном теле костьми скелета[2][3][4].