Панцер, Фелициан Феликс


Фелициан Феликс (Людовик Войцехович) Панцер (пол. Felicjan Feliks Pancer; 1798—1851) — офицер Русской императорской армии, инженер и педагог польского происхождения.

Фелициан Феликс Панцер родился 28 мая 1798 года в Бодзехуве; происходил из дворян. Первое образование получил в Вонхоцком и Краковском училищах; в последнем кончил с отличием полный курс наук в 1815 году. Для продолжения образования поступил в Краковский университет, где изучал науки философского факультета. После двухлетних занятий, получив отличный университетский диплом в 1818 году, он определился на службу кондуктором в Инженерный Корпус бывшего польского войска[1].

В это время правительство поручило инженерам произвести съемку города Варшавы и ее окрестностей. Панцер, участвовавший в этой съемке, своей сметливостью, знанием дела и быстрым исполнением возложенных поручений, вскоре успел обратить на себя внимание начальства которое, оценивая эти труды и другие его технические занятия, произвело его в 1820 году в подпоручики. Одним из выдающихся проектов, составленных им в это время, представляется проект однопролётного железного моста через реку Вислу близ Варшавы. Подробности этого смелого проекта изложены в изданной значительно позже брошюре, написанной им на польском языке: «Новая система железных мостов значительного пролета» («Wiadomość о nowym rodzaju mostów żelaznych na wielką otwartość z zastosowaniem do rzeki Wisły pod Warszawą»; Варшава, 1830 год). Российский император Александр I после осмотра укреплений города Замостья пожаловал Панцера чином поручика, — и с тех пор с каждым годом росла его известность, как опытного и талантливого строителя[1].

В 1825 году ему было поручено было составить проект и произвести постройку деревянного моста с разводной частью для пропуска судов на pеке Нареве близ укрепления Новогеоргиевска. Успешное и весьма скорое окончание (в 1826 году) предпринятого сооружения стало возможным благодаря использованию приспособлений, изобретённых строителем (черпаков и всего механизма для водоотлива, механических копров, оказавшихся на практике весьма удобными и значительно облегчающими забивку свай)[1].

После окончания названного сооружения он с 1 января 1827 года получил место профессора в Военном приготовительном училище и несколько лет читал в этом высшем учебном заведении курс путей сообщения и гидротехнических сооружений. Как профессор, он не только устно излагал свои мысли в ясной и удобопонятной форме, но и составил для своих слушателей прекрасные письменные руководства. За труды по училищу в 1829 году он получил орден Святой Анны 3 степени[1].