Ѵ (паровоз)


Ѵ (ижица) — российский грузовой паровоз типа 0-4-0, выпускавшийся небольшими партиями с 1908 по 1918 годы по заказу Московско-Казанской железной дороги. До 1930 года паровозы данной серии водили грузовые поезда на участке Москва — Рязань, после чего были переведены на второстепенные линии и маневровую работу; из-за появления более сильных локомотивов на остальных дорогах практически не применялись.

Частная Московско-Казанская железная дорога в отличие от казённых в развитии конструкции паровозов шла своим путём, при этом ключевую роль играл начальник службы тяги дороги опытный инженер Е. Е. Нольтейн. К середине 1900-х годов рост грузовых перевозок на важном участке Москва — Рязань привёл к тому, что компаунд-паровозы серии Ан типа 0-4-0 со сцепным весом 50 тонн уже ограничивали дальнейшее увеличение веса поездов, а потому требовалась их замена более мощными и сильными.

С 1906 года для казённых железных дорог начался выпуск «паровоза нормального типа 1905 г.» (серия Щ) типа 1-4-0 со сцепным весом 64,4 т, однако Нольтейн посчитал, что этот локомотив недостаточно экономичен; к тому же тогда на самой Московско-Казанской дороге скорости были ограничены, а потому применение бегунковой оси на грузовом паровозе было бы излишним. Также к тому времени российские учёные получили некоторый опыт применения на паровозах пароперегревателей, которые позволяли получить экономию пара, а следовательно топлива и воды, гораздо проще и эффективнее, по сравнению с применением компаунд-машин. На основании этих данных инженер Нольтейн разработал эскизный проект товарного паровоза типа 0-4-0 со сцепным весом 64,4 тонны (нагрузка от оси на рельсы 16,1 тс) и с простой паровой машиной (диаметр цилиндров 575 мм, ход поршня 650 мм), работающей на перегретом паре. Также на новом паровозе площадь колосниковой решётки должна была составлять 3,03 м², что более чем в полтора раза больше, чем у «паровоза нормального типа 1901 г.» (серия Ов), что позволило бы получить гораздо более высокую мощность по сравнению с последним; ранее в Российской империи паровозов типа 0-4-0 с такой большой колосниковой решёткой не было.