Паровые вагоны железных дорог Великобритании


Первый в Великобритании опытный паровой вагон был разработан и построен в 1847 году Джеймсом Сэмюэлом[англ.] и У. Б. Адамсом[англ.]. В 1848 году они же построили Фейрфилдский паровой вагон[англ.], который продали Бристольско—Эксетерской железной дороге[англ.], где он использовался на боковой ветке.

Для Лондонской и Юго-Западной железной дороги (LSWR) паровые вагоны строили в начале XX века, один из них был сдан в аренду Большой Западной железной дороге (GWR). В 1902—1911 годах было построено в общей сложности 197 паровых вагонов, в том числе GWR — 99[1].

Моторные вагоны появлялись либо для конкуренции с электрическим трамваем, либо для дешёвого сообщения по малонагруженным сельским веткам[2]. Существует две основные конструкции: моторная тележка, заключённая в жёсткий корпус, либо шарнирно-сочленённые паровая машина и вагон[3]. Малый запас мощности делал область применения моторных вагонов узкой, из-за вибрации машины и раскачки вагона поездки на них были некомфортны для пассажиров[4]. Большинство паровых вагонов было заменено автомотрисами и двусторонними паровозами, которые были способны взять дополнительные вагоны для пассажиров и/или товаров[5].

Вагоны с быстроходными паровыми машинами Sentinel-Cammell и Claytons были закуплены после испытаний в 1924 году во второй половине 1920-х (102 единицы) Лондонской и Северо-Восточной железной дорогой. Эти вагоны были списаны к 1947 году.

Первый паровой вагон разработал паровозный инженер железной дороги восточных графств[англ.] Джеймс Сэмюэл, а построил Уильям Бриджес Адамс. Испытания прошли между Шордичем и Кембриджем 23 октября 1847 года. Этот опытный вагон длиной 12+12 футов (3,8 м) был оснащён небольшим вертикальным котлом, а пассажиры располагались на скамейке позади. Официальное его название было «Лилипут», более известное — «Экспресс»[6].

На следующий год Сэмюэл и Адамс построили более крупный Фейрфилдский паровой вагон[англ.] длиной 31+12 фут (9,6 м) с закрытым салоном второго класса и открытыми местами третьего. После испытаний в 1848 году вагон был продан ширококолейной Бристолько—Эксетерской железной дороге[англ.] с адаптацией на колею 7 футов (2100 мм) и переделкой кузова на 16 мест первого класса и 32 — второго. Вагон работал два года на Тивертонской ветке, после чего его машину переделали в 0-2-0 паровоз[7].