Пассажиравтотранс


Санкт-петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта[1] (сокращённо Санкт-петербургское ГУП пассажирского автомобильного транспорта, также СПб ГУП «Пассажиравтотранс»)государственное унитарное предприятие (ГУП) автомобильного транспорта, специализирующееся на обслуживании городских и пригородных автобусных маршрутов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Находится в ведении Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.

По состоянию на май 2024 года «Пассажиравтотранс» обслуживает 103 городских маршрута[2], эксплуатирует более 2000 автобусов среднего, большого и особо большого классов[3].

При СПб ГУП «Пассажиравтотранс» есть музейная коллекция раритетных автобусов[4], которая реставрируется.

История СПб ГУП «Пассажиравтотранс» начинается 1 сентября 1926 года. В этот день отдел коммунального хозяйства горисполкома Ленинграда выпустил на маршрут первые три автобуса, прошедшие адаптацию для пассажирских нужд на Ленинградском авторемонтном заводе.

В 1935 году был организован первый диспетчерский пункт. Годом позже, были образованы Автотранспортное управление Ленгорисполкома (АТУЛ) и Центральная диспетчерская служба.

К началу Великой Отечественной войны автобусный парк треста «Ленавтотранс» насчитывал около 500 автобусов. С началом войны маршрутная сеть была значительно сокращена, а часть автобусов передана в военное ведомство. С наступлением блокады Ленинграда мобилизация водителей и техников прекратилась, а вскоре началась эвакуация населения. В условиях морозной зимы 1941—1942 годов по льду Ладожского озера были вывезены более 200 тысяч человек. Обратной дорогой в блокадный Ленинград были доставлены тысячи тонн продовольствия и боеприпасов. Кроме того, по особому заданию Ленинградского фронта оставшиеся в городе работники автобусных парков производили детали для боевых снарядов. За проявленные мужество и героизм 25 работников треста были награждены орденами и медалями.