Пасхальный костёр


Пасхальный костёр — костёр, который разводили в пасхальную ночь, обычай, существовавший в Российской империи[1] и других европейских странах. Пасхальные костры разводили около храмов, на кладбищах, на дорогах[2].

В России ещё в конце XIX века в пасхальную ночь по всей империи около православных храмов зажигались костры, а в сёлах на севере костры возжигались на вершинах холмов[3]. Костры считались[кем?] очистительными[4]. В Германии в ночь на первый день праздника в XIX веке зажигали на горах и холмах большие костры (нем. Osterfeuer «Пасхальный костёр»), складывая их из дров, дёрна и соломы; прикрепляли дегтярную бочку, обвитую соломой, к еловому дереву и, зажигая её ночью, плясали вокруг огня, а когда пламя погаснет — собирали головни и уголья и разносили по домам. Поляки с помощью живого огня огня разжигали большой сельский костёр в Страстную субботу, пламя его освящали, и люди уносили домой тлеющие головни[5]. Чехи называли такой огонь «ведьмин костёр», «огни Громадных», «Грмачи» (чеш. pálení čarodějnic, Ogni Gromadnich, Grmači)[6]. Существовало ещё обыкновение зажигать ночью деревянные стрелы, обмазанные смолой, и метать их вверх — так, чтобы пущенная стрела описывала в воздухе огненную дугу[3]. У сербов аналогичные обряды совершались на Благовещенье[7] (Ранило).

Для западных славян общим являлся обычай жечь костёр на Страстной неделе (со среды до субботы) около церквей; огонь для костра часто добывали трением; в костёр подкладывали деревянные крестики, кусочки дерева, ветки, оставшиеся от Вербного воскресенья, куски древесного гриба, колышки и т. п.; священники освящали этот огонь, а прихожане разносили его по домам и разжигали у себя в домах «новый» огонь (ср. польск. młody ogień), предварительно затушив в печах старый. Костёр жгли и в пасхальную ночь, и в ночь на пасхальный понедельник; вокруг них собирались, веселились, коротая ночи, трапезничали, стреляли и др. Преимущественно на юге Польши, в Великопольше, в Словакии, у мораван и на востоке Чехии костры, возжигаемые на Страстной неделе, связывались с Иудой, ср. польск. Judasz, словацк. Judas, в.чеш. Jidaš — «чучело Иуды и костер, в котором его сжигали». В Силезии костёр и факелы зажигали на Страстной неделе в связи с ритуальным сожжением Жура[8].