Пашупати


Пашупати, Пашупата (санскр. पशुपति, IAST: paśupati, «владыка скота, пастух») — эпитет Шивы в индуизме.

Впервые встречается в «Ригведе» в гимнах к Рудре. Восходит ещё к доведийским культам Рудры как покровителя скота и скотоводства. Позднее, в период упанишад, Пашупати уже прочно отождествляется с Шивой, и слово «paśu» (пашу) интерпретируется уже не как «скот/животные», а как «сотворённое» или «душа», и аналогично таким эпитетам, как Махешвара (māheśvara) и другим:

При раскопках в Мохе́нджо-Да́ро была обнаружена так называемая «Печать Пашупати» — на ней изображён сидящий в позе лотоса человек с тремя лицами и рогами. Известный индийский индолог Дандекар Нараян связывает эту печать с существованием доведийского культа Шивы. Британский археолог Джон Маршалл в своей книге «Мохенджо-Даро и цивилизация Инда» утверждает, что на печати изображен прото-Шива в облике Пашупати[1].

Точка зрения о связи шиваизма и печати пашупати признаётся не всеми учёными. Историк Джон Ки в своей книге «Into India» опровергает это утверждение:

Позицию Джона Ки также поддерживают и британский индолог Гэвин Флад[2] и американский антрополог Григори Поссейл[3]. С точкой зрения Джона Маршала согласны археолог Дж. М. Кенойер[4] и индолог Генрих Циммер[5].

Пашупата-астра (पाशुपतास्त्र — pāśupatāstra) — мифологическое оружие, вероятно, лук или стрела, дарованный Шивой Арджуне и Раме в награду за аскезу. История аскезы и её причины, а также сцена единоборства Арджуны с Шивой (в облике Кираты — Горца) рассказываются в «Сказании о Кирате» в Араньякапарве Махабхараты.