Пенза I


Пе́нза I — узловая железнодорожная станция Пензенского региона Куйбышевской железной дороги, центральный железнодорожный вокзал города Пензы, станция стыкования постоянного (со стороны Рузаевки, Сызрани) и переменного (со стороны Ртищева) токов. Направление на Ряжск не электрифицировано.

Торжественная закладка станции состоялась 19 августа 1873 года. Работами по её сооружению руководил инженер Пётр Борейша. 1 сентября 1874 года через станцию прошёл пробный поезд, а 7 сентября прошло испытание моста через Суру. Регулярное движение по Моршанско-Сызранской дороге открылось 11 октября 1874 года[4].

В 19351937 годах в Пензе действовала городская узкоколейная железная дорога, для которой под путями станции Пенза I был сооружён тоннель, переоборудованный после закрытия узкоколейки в автомобильный, а затем в пешеходный. Ныне тоннель соединяет Привокзальную площадь с улицей Луначарского, через него осуществляется пересадка с главного вокзала Пензы на пензенский автовокзал.

По первоначальной договорённости с Пензенской городской думой вокзал должен был быть построен в конце Селиверстовской улицы (ныне улица Московская между улицами Пушкина и Железнодорожной) с тем, чтобы дать толчок развитию этой магистрали: по замыслу думы, Селиверстовская улица должна была сравняться по своему градостроительному и торговому значению с Московской. Но эта договорённость была нарушена, и вокзал был сооружён близ Ярмарочной площади[4].

В 1909 году старый деревянный вокзал был снесён, на его месте началось возведение нового кирпичного здания с отапливаемым залом ожидания и церковью. В 1923 году работы по возведению и отделке нового вокзала были полностью завершены[5].

В 1971[6] здание, построенное в 1923 году, было снесено, в 1975 году на его месте построен нынешний вокзал[7]. При новом вокзале имеется вокзальная гостиница (комнаты ожидания для транзитных пассажиров).