Пепельная среда в славянской традиции


Пепе́льная среда́ в славя́нской тради́ции — народные обычаи празднования Пепельной среды славянами-католиками. Несмотря на церковные предписания о строгости первого дня поста, часто в этот день ещё продолжались мясопустные игры и развлечения (см. жирный вторник). В православии соответствует чистому понедельнику (см. Понедельник — полоскозуб).

чеш. Popeleční, Smetná, Ostatková středa, Černá, Bláznová středa, словац. Popolcová, Krivá, Škaredá, Suchá streda, пол. Popielec, Sucha środa, Dzień czarownic («пепельная, сорная, последняя, чёрная, сумасшедшая, кривая, безобразная, сухая, вступительная» среда, а также «ведьмин день»).

На католических мессах этого дня проводится специальный обряд посыпания голов верующих освящённым пеплом (иногда вместо посыпания пеплом головы наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14), либо «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Пепел, по традиции, получается от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья.

Пепельная среда в народном сознании была границей, отделяющей мясопустные весёлые празднования и ряженье и строгий длительный пост. Благодаря такому положению этот день считался опасным, требовал соблюдения определённых запретов. Так запрещалось прясть нити, иначе лён и конопля могут не вырасти, а нитка принесёт несчастье тому, кто её носит в своей одежде. Плохой приметой было шить, подковывать коней, подкладывать яйца под наседку — цыплята и гусята вылупятся «кривыми» и уродливыми (словац.). Словенцы считали: кто шьёт в этот день — у того куры не будут нестись. Поляки считали день «кривым», и поэтому могли украсть какую-либо вещь из дома, чтобы потом в корчме продать её владельцу.

В Словении в Прекмурье многие хозяйки вставали в Пепельную среду первой в доме, брали бульон, в котором она варила свиную голову на мясопуст («бенедиктова» вода) и мазала им ступни всех домашних — это защищало от змеиных укусов и ран и всяких несчастий в течение года. Затем этой водой хозяйка кропила дом и постройки. В Белой Крайне[англ.] ноги мальчиков и живности мазали помоями, оставшимися после мясопуста, как оберег от укусов змей. В Адлешичах[англ.] до восхода солнца помоями от «жирного» вторника обрызгивали огород, — чтобы кроты не рыли землю, а двор обходили с косой, по которой стучали палкой, — тогда лиса не будет таскать кур.

Словаки готовили длинную лапшу — чтобы колосья были высокими и пекли большие пироги — чтобы свиньи были толстыми. Женщины собирались и пили «за высокий лён», «на лён и коноплю», при этом они танцевали с высокими подскоками и перепрыгивали через лавку, чтобы лён и конопля росли высокими (чеш., словац., пол.). С этой же целью в Средней Словакии порой тянули за волосы женщину с самыми длинными волосами.