Персональные мастерские Академии художеств


Персональные мастерские — в системе художественного образования Российской империи, Советского Союза и современной России самостоятельные творческие и учебные образования в структуре высших учебных заведений (Императорской Академии художеств, советских и современных российских институтов — учреждений Академии художеств СССР и Российской академии художеств), возглавляемые ведущими художниками и педагогами, в которых студенты проводили основную часть своего обучения, как правило, начиная с третьего курса и до завершения работы над дипломным проектом.

Персональные мастерские в Академии художеств возникли как часть реформы 1893—1894 годов. «Временный устав», утверждённый в конце 1893 года, разделил старую Академию на два учреждения: на собственно Академию (Академическое Собрание в составе президента, вице-президента, конференц-секретаря, 60 действительных и 20 почётных членов Академии), государственное учреждение «для поддержания, развития и распространения искусства в России», и на учебное заведение — Высшее художественное училище (ВХУ) при Академии[1]. Оба располагались в Петербурге в историческом здании Императорской Академии художеств на Университетской набережной.

В ВХУ классы с дежурными профессорами заменили персональные мастерские под постоянным руководством ведущих педагогов. Четырёхлетнему обучению в них у профессора-руководителя предшествовали два года занятий в «общих классах» рисования с натуры. «Впервые ученики академии, освободившись от узких рамок специализации в классах исторической, портретной, жанровой, батальной и пейзажной живописи, получили возможность учиться искусству в мастерских под руководством известных мастеров, где они смогли почувствовать вкус к свободе творчества»[2].

Реформа 1893—1894 годов, хоть и с опозданием, открыла двери искусству передвижников, вместе с которым в Академию пришли новые профессора, среди которых выделялась фигура Ильи Репина. Мастерская для него была специально перестроена из других помещений верхнего этажа Императорской Академии художеств. Руководить другими персональными мастерскими были приглашены Владимир Маковский, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Алексей Кившенко, позднее Александр Киселёв, Дмитрий Кардовский, Николай Дубовской, Василий Савинский, Николай Самокиш, Василий Матэ. Почти все они были активными деятелями Товарищества передвижников.

Изменениям подверглись и сами принципы преподавания искусства. Впечатления учащихся хорошо передаёт следующее мнение Анны Остроумовой-Лебедевой, учившейся в Академии в 1890-х годах: «Моделями для нас теперь служат старик мужик, отставной лакей, мастеровой, вдова, приказчик, девочка…Классицизм долой! Первое время моя модель просто отталкивала своим безобразием, но теперь я работаю с удовольствием, так как нашла более глубокую красоту — выразить на холсте самую жизнь со всеми её достоинствами и недостатками»[3].